Образуйте имена существительные с помощью следующих суффиксов ек чик т

Образуйте имена существительные с помощью следующих суффиксов ек чик т

Образуйте имена существительные с помощью следующих суффиксов ек чик т

Налоговое правоОбразуйте имена существительные с помощью следующих суффиксов ек чик т

Русский язык. Нормы письменной речи изучаются еще в общеобразовательной школе на уроках русского языка. Именно в школе учащиеся изучают правила правописания и расстановки знаков препинания, а также правила начертания букв.

Однако далеко не каждый выпускник школы владеет в полном объеме нормами письменной речи, а, как известно, никакая выразительная, логичная, точная и богатая речь не произведет должного впечатления, если автор речи неграмотно пишет, ошибается в расстановке знаков препинания.

В связи с этим необходимо пополнять свои знания в области норм письменной речи русского литературного языка каждому образованному человеку, в том числе и будущим медицинским работникам.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно!

  • Методическая разработка “Правописание суффиксов разных частей речи”
  • Упражнения по теме «Правописание суффиксов имен существительных»
  • Правописание суффиксов, вносящих в существительные добавочные оттенки значения

Упражнение 1.

Методическая разработка “Правописание суффиксов разных частей речи”

Упражнение 1. Образуйте имена существительные с помощью следующих суффиксов:. Упражнение 2. Образуйте имена существительные с помощью одного из суффиксов: -шик-, ышк-, юшк-. Обозначьте суффиксы и окончания.

Вор, горе, горло, гость, гостья, доля, дума, детина, жена, завод, забор, заря, зверь, кровь, кручина, лапа, невеста, няня, платье, плут, перо, ребро, сарай, сватья, скворец, соловей, хлеб, человек. Упражнение 3.

От следующих слов образуйте существительные с суффиксами -чик, -щик, -льщик.

Какое значение они придают вновь образованным словам? Какие фонетические чередования и в каких случаях наблюдаются в производных словах? Бакен, барабанить, бетон, водопровод, возить, вязать, грузить, добыча, кабак, камень, кровля, объездить, перебежать, переводить, переписать, переплетать, пилить, разносить, резать, фонарь.

Упражнение 4. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание суффиксов существительных.

На перекресток из-за рощ Ты не гляди, что очкар Огонь полыхал в кедровн Тебя я знал бы в плать Вот Лис Чем я своих подруж Но, судьбы моей большая ноша, все же ты, как пер Упражнение 5.

Вставьте пропущенные буквы и объясните правописание слов. Обозначьте суффиксы существительных, указав, от какой производящей основы образованы данные слова.

Упражнение 6. Образуйте с помощью известных вам суффиксов все возможные существительные от следующих слов. Будущий, весомый, выставить, горох, двигать, жить, задать, крутой, кладовая, клюква, лист, пять, предать, пробить, разговорчивый, старый, сварливый, семенной, сцепить, снег, солома, тихий, терпеть, терпеливый, украсить, укрепить, черный, учитель, чистить.

Упражнение 7. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы. Сгруппируйте существительные в зависимости от способа образования. Подчеркните словообразующие суффиксы и объясните их правописание. Упражнение 8. Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните их написание.

Обозначьте графически суффиксы существительных, где они есть.

Все охотн У разных деревьев – разные подшефные: подберез Чтобы не повредить грибницу, срезай гриб под корень нож В усадьбе пруд тоже замерз, но речка у мельн Таким образом, тайна была сохранена более чем полудюж Крышка сосуда снова плотно захлопнулась, и Надежда не вылетела: этого не пожелал громоверж Ноги Зевса, одетые в сандалии, покоились на скаме Охотный ряд получил свое название еще в те врем На мостовой перед палатками сновали пирожн Старый Берестов взошел на крыльц Муромский принял соседей своих как нельзя ласковей, предложил им осмотреть перед обедом сад и зверин Если крестьянская изба напоминала своим ликом хозя Нижняя часть пирамиды, состоящая из двадцати трех широких ступеней, являлась торжественной, парадной лестн Тридцать стройных, ослепительно белых колонн окружали святил Однажды балованный кот каба Когда-то, еще в крепостные врем Теперь на этом месте находится Политехнич Большие ворота медленно открылись, и пути Двор, некогда украшенный тремя правильными цветн В сие время за Берестов и стремя Муромский, провозгласивший себя отличным наезди В гости Дерево наконец подняли, и оно оказалось так высоко, что нежно-зеленая верхуш Пришлось опять сесть клеить фунт С нами был маленький мальч Он был выдумщ Упражнение 9.

Источник: https://canhotanhoangminh.com/nalogovoe-pravo/obrazuyte-imena-sushestvitelnie-s-pomoshyu-sleduyushih-suffiksov-ek-chik-t.php

Упражнения по теме «Правописание суффиксов имен существительных» – PDF Скачать Бесплатно

Образуйте имена существительные с помощью следующих суффиксов ек чик т

1 Упражнения по теме «Правописание суффиксов имен существительных» Упражнение 1.

Образуйте имена существительные с помощью следующих суффиксов: а) -ек, -чик, -т: апельсин, абажур, барабан, внук, горох, диван, еж, конец, карандаш, карман, кирпич, ларек, ножик, пряник, палисадник, помидор, палец, кофейник, портфель, поясок, порог, рожок, рукав, стакан, стол, стул, совок, соболек; б) -ец, -иц(а): Гвинея, Голландия, гололед, доход, каша, книга, кожа, лужа, мороз, рассказ, сюжет, характер; в) -ец(о), -иц(е), -ц(-е): белье, здоровье, именье, копье, кресло, масло, письмо, растение, селение, строение, счастье; г) -ечк, -ичк- (иц + к): блюдо, брошь, Ваня, душа, книга, лестница, луковица, пуговица, семья, сито, Тоня, умница; д) -енк-, -еньк-, -инк-, -к-: басня, башня, береза, бусина, волосы, горошина, душа, диковина, изюмина, завалина, кухня, мама, Петя, скважина, соломина, Юля, яблоня. 1 / 9

2 Упражнение 2. Образуйте имена существительные с помощью одного из суффиксов: -шик-, ышк-, юшк-. Обозначьте суффиксы и окончания.

Вор, горе, горло, гость, гостья, доля, дума, детина, жена, завод, забор, заря, зверь, кровь, кручина, лапа, невеста, няня, платье, плут, перо, ребро, сарай, сватья, скворец, соловей, хлеб, человек. Упражнение 3.

От следующих слов образуйте существительные с суффиксами -чик, -щик, -льщик.

Какое значение они придают вновь образованным словам? Какие фонетические чередования и в каких случаях наблюдаются в производных словах? Бакен, барабанить, бетон, водопровод, возить, вязать, грузить, добыча, кабак, камень, кровля, объездить, перебежать, переводить, переписать, переплетать, пилить, разносить, резать, фонарь. Упражнение 4. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание суффиксов 2 / 9

3 существительных. 1. На перекресток из-за рощ…цы колон…а выползет большая. Мадон…а и регулировщица стоят друг другу не мешая (Долм.). 2. Стекольщ…к некий небеса и лес перекрестил безжалостным алмазом (Шефн.). 3. Ты не гляди, что очкар…к, голова у него работает как электронная машина (Чив.). 4. Скромн…

ца, но кипит весь – к настоящему делу рвется (Чив.). 5. Огонь полыхал в кедровн…ках с незапамятных времен (Чив.). 6. Тебя я знал бы в плать…цах из ситца (Руч.). 1. Вот Лис…нька моя, охотясь за Бобром, знай вертит перед ним хвостом (Мих). 8. Чем я своих подруж…к хуже? (Мих.). 9. Постоял…ц прибьется к дому, да хозя…

н не постучится (Оз.). 10. Но, судьбы моей большая ноша, все же ты, как пер…шко, легка (Алиг.). 11. Письм…цо долгожданное из лазарета… (Недог.). Упражнение 5. Вставьте пропущенные буквы и объясните правописание слов. Обозначьте суффиксы существительных, указав, от какой производящей основы образованы данные слова. Вос…мигран…

ик, варе…ик, гости…ица, гриве…ик, дровя…ик, дружи…ик, имени…ик, коре…ик, листвен…ица, моше…ик, мали…ик, нефтя…ик, подли…ик, подоко…ик, покло…ик, путешестве…ик, родстве…ик, ряби…ик, сезо…ик, совреме…ик, соплеме…ик, стра…ик, труже…ик. Упражнение 6.

Образуйте с помощью известных вам суффиксов все возможные существительные от следующих слов. 3 / 9

4 Будущий, весомый, выставить, горох, двигать, жить, задать, крутой, кладовая, клюква, лист, пять, предать, пробить, разговорчивый, старый, сварливый, семенной, сцепить, снег, солома, тихий, терпеть, терпеливый, украсить, укрепить, черный, учитель, чистить. Упражнение 7. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы.

Сгруппируйте существительные в зависимости от способа образования. Подчеркните словообразующие суффиксы и объясните их правописание. Арбуз…к, авт…сварщик, бород…ща, воробьишк…, волюшк…, вертушк…, вязалыд…ца, вод…проводч…к, гвозд…к, грузил…, гнезд…ко, грязищ…, голосишк…, дворн…ч…ха, доклад…

ца, дядюшк…, желез…бетон, земл…мер, землишк…, зеркальц…, имень…ц…, кипятильн…к, капитал…ц, ковк…сть, колыш…к, лес…тундра, общ…ствовед, пальт…цо, письм…нос…ц, пчел…вод, пыл…сое, письм…цо, плать…це, птиц…лов, ружьишк…, рыж…к, свет…тень, стал…литей…к, словечк…, семечк…

, сен…кос, тем… чко, угл…коп, хлеб…ц, хохотушк…, человек…день, шалунишк…, электр…механ…к. Упражнение 8. Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните их написание. Обозначьте графически суффиксы существительных, где они есть. 1. Все охотн…ки – люди утренние, все танц…ры – ночные, вечерние сущ…

ства (Пришв.) / 9

5 У разных деревьев – разные подшефные: подберез…в…ки прячутся под березами, подосин…в…ки – под осинами, а сосны и елки скрывают квартиру рыж…ка, масленка или мох…в…ка. Чтобы не повредить грибницу, срезай гриб под корень нож…ком (Над.). 3. В усадьбе пруд тоже замерз, но речка у мельн…цы все еще шумела (Кор.). 4. Терешка-куч…

р никогда ничего лишнего не высказывал. Таким образом, тайна была сохранена более чем полудюж…ной заговорщиков (П.). 5. Крышка сосуда снова плотно захлопнулась, и Надежда не вылетела: этого не пожелал громоверж…ц Зевс (Кун.). 6. Ноги Зевса, одетые в сандалии, покоились на скаме…чке, поддерживаемой по краям золотыми львами (Дом.). 7.

Охотный ряд получил свое название еще в те врем…на, когда здесь разрешено было торговать дичью, приносимой подмосковными охотн…ками. На мостовой перед палатками сновали пирожн…ки, блин…ки, торговцы гречнев…ками, жаренными на постном масле. Сбитен…щ…ки разливали, по копейке за стакан, горячий сбитень – любимый тогда медовый напит…к, согревавший извоз…

ков и служащих, замерзавших в холодных лавках. 8. Старый Берестов взошел на крыльц… с помощью двух лакеев Муромского. Муромский принял соседей своих как нельзя ласковей, предложил им осмотреть перед обедом сад и зверин…ц…(п.). 9. Если крестьянская изба напоминала своим ликом хозя…на, то огород – хозяйку: он свидетельствовал о ее характере и сноровке (Аст.). 10.

Нижняя часть пирамиды, состоящая из двадцати трех широких ступеней, являлась торжественной, парадной лестн…ц…й, ведущей со всех четырех сторон к храму. Тридцать стройных, ослепительно белых колонн окружали святил…щ… храма и несли его пирамидальную крышу (Дом.). 11. Однажды балованный кот каба…ч…цы, хитрый сластена и подхалим, золотоглазый любим…

ц всего двора, притащил из сада скворца (М. Г.). 12. Когда-то, еще в крепостные врем…на, на Лубянкой площади появился деревянный балаган с немудреным зверинц…м и огромным слоном. Теперь на этом месте находится Политехнич…кий музей (Гил.). 13. Большие ворота медленно открылись, и пути…ки вошли в сводчатую комнату (Волк.). 14. Двор, некогда украшенный тремя правильными цветн.

..ками, обращен был в некошеный луг… (П.). 15. В сие время за…ц выскочил из лесу и побежал полем. Берестов и стремя…ный закричали во все горло, пустили собак и следом поскакали во весь опор. Муромский, провозгласивший себя отличным наезди…ком, дал ей [лошади] волю и внутренне доволен был случаем, избавлявшим его от неприятного собеседн…ка (П.). 16. В гости…

ную втащили большую елку. Дерево наконец подняли, и оно оказалось так высоко, что нежно-зеленая верхуш…чка согнулась под потолком. Игруш…к оказалось мало. Пришлось опять сесть клеить фунт…ки, золотые орехи, привязывать к пря…н…кам и крымским яблокам серебряные верев…чки (А. Т.). 17. Вен…ч…ки трав качались над головами и осыпали плечи желтой цветочной пылью (Пауст.).

18. С нами был маленький мальч…к. Он был выдумщ…к, но мы, взрослые, очень любили его выдумки… (Пауст.). Упражнение 9. 5 / 9

6 От данных слов с помощью суффиксов образуйте существительные. -Ек-, -ик-: щенок, огурец, орех, кирпич, висок, ящик, год, хрящ, платок, зонт, шалаш, василек, гвоздь.

-Ец-, -иц-: брат, мороз, метель, книга, кожа, вещь, капитал, земля, каша, коса, крупа, лужа, сестра, часть, рассказ, хлеб, варенье, сочинение, пальто, ружье, письмо, масло.

-Ин-, -изн-, -ет-, -есть-, -еств-: нищий, купец, товарищ, прямой, свежий, текучий, всхожий, живучий, певучий, юноша, меньше, достойный.

-Чик-, -щик-: бакен, баня, бетон, гонки, рассказывать, перевозить, грузить, возить, переводить, учет, шифровать, шарманка, часы, резать, кровля, фрезеровать, переплетать, забой, летать, наводить, дрессировать, перебегать, регулировать, обходить, корректировка. -Еньк-, -оньк-: заря, шуба, нога, лапа, Зоя, Лиза, Вера. Тест по теме «Правописание суффиксов имен существительных» 6 / 9

7 1. В каком слове пишется И? 1) ящич…к 2) кресл…це 3) нож…нька 4) тяж…сть 2. В каком слове пишется И? 1) француж нка 2) виш нка 3) нищ нка 4) солом нка 7 / 9

8 3. В каком слове пишется И? 1) Миш…нька 2) помещень…це 3) текуч…сть 4) брат…ц 4. В каком слове пишется Е? 1) помидорч…к 2) мастер…ца 3) гостин…ца 4) клубоч…к 8 / 9

9 5. В каком слове пишется Е? 1) студенч…ство 2) земля-кормил…ца 3) крив…зна 4) кузнеч…к Ответы: 9 / 9

Источник: https://docplayer.ru/28090497-Uprazhneniya-po-teme-pravopisanie-suffiksov-imen-sushchestvitelnyh.html

Правописание суффиксов, вносящих в существительные добавочные оттенки значения

Русский язык. Нормы письменной речи изучаются еще в общеобразовательной школе на уроках русского языка. Именно в школе учащиеся изучают правила правописания и расстановки знаков препинания, а также правила начертания букв.

Однако далеко не каждый выпускник школы владеет в полном объеме нормами письменной речи, а, как известно, никакая выразительная, логичная, точная и богатая речь не произведет должного впечатления, если автор речи неграмотно пишет, ошибается в расстановке знаков препинания.

В связи с этим необходимо пополнять свои знания в области норм письменной речи русского литературного языка каждому образованному человеку, в том числе и будущим медицинским работникам.

Одобрена Цикловой комиссией общих гуманитарных, социально-экономических, естественнонаучных и математических дисциплин.

Учебные цели: формировать понятие основных единиц и уровней языка, их признаков и взаимосвязи; учить строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами; формировать понятие пунктуационных норм современного литературного русского языка; учить анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности, целесообразности; формировать умение устранять ошибки и недочеты в своей устной речи, соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.

Воспитательные цели : способствовать формированию умения осуществлять речевой самоконтроль, оценивать письменные высказывания с точки зрения оформления; соблюдать в практике письма пунктуационные нормы современного русского литературного языка.

Развивающие цели: развивать способность анализировать жизненные ситуации, делать выводы, принимать самостоятельные решения, быть организованными и дисциплинированными; формировать и развивать практическое творческое мышление, понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, устойчивого интереса к ней; развивать умение работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами.

На данном занятии формируется и развивается способность анализировать жизненные ситуации, делать выводы, принимать самостоятельные решения, быть организованными и дисциплинированными. учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ проект. Правописание гласных. Правописание согласных. Правописаний окончаний разных частей речи.

Правописание суффиксов разных частей речи. Староста называет отсутствующих студентов. Студенты приводят в соответствие внешний вид, готовят рабочие места.

Выявление степени подготовки студентов к занятию и степени усвоения материала данной темы по школьной программе.

Способствовать развитию формирования умения соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, устойчивого интереса к ней.

Закрепление знаний, формирование способности анализировать жизненные ситуации, делать выводы, принимать самостоятельные решения, быть организованными и дисциплинированными. Дает задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов, инструктирует о правильности выполнения.

Систематизация, закрепление материала, развитие эмоциональной устойчивости, объективности оценки своих действий, умения работать в группе. После шипящих под ударением в суффиксах глаголов -ёвыва- пишется ё : пережёвывать, выкорчёвывать. Систематизация, закрепление материала, формирование умений, привитие аккуратности, умения работать в группе.

Задание 1. Образуйте имена существительные с помощью следующих суффиксов:. Упражнение Спишите примеры, вставляя вместо точек нужные суффиксы чив-, -лив-, -чат-, -ое-, -ев-, -оньк-, -еньк-, -ск-, -к-, -енн-, -оват- или -еват-.

Суффиксы обозначьте и объясните устно их правописание. Найдите метафоры и эпитеты. Спишите, вставляя пропущенные буквы. На нём был офицер.. Смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с закавказ.. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и обозначая суффиксы прилагательных. Задание 2. Объясните правописание безударных гласных в корнях слов, обращая внимание на их значение.

Честолюбивый человек, льстивая улыбка, полевые цветы, волевой характер, отраслевые интересы, навязчивые идеи, уклончивый ответ, талантливый режиссер, приветливая хозяйка, клетчатая ткань, половинчатое решение, дощатый забор, дымчатые очки, добренький человек, старенькое пальто, скромненький костюмчик, серенький зайчишка, пестренький платочек, узенький коридорчик.

Чистота эксперимента – частота волн, разрядить атмосферу – разредить посевы, сплотить единомышленников – заплатить долг, спуститься в цветущую долину – быть вдалеке от дома, спешите видеть – спишите данные, облеченный властью – обличенный судом. Греков, В. Розенталь Д. Электронная тетрадь по русскому языку Электронная тетрадь по русской Мультиурок дарит курсы по рублей учителям!

Как удобно передать адрес своего сайта коллегам и ученикам. Получите доступ к онлайн-тетради, добавив 10 своих разработок с 15 по 30 ноября. Система работы с высокомотивированными и одаренными учащимися по Смотреть все курсы. Cайты учителей Все блоги Все файлы Все тесты. Приглашаем Вас на распродажу видеоуроков в честь летних каникул! Была в сети Россия, Барабинск.

Рассказать о сайте. Методическая разработка “Правописание суффиксов разных частей речи”. Категория: Русский язык. Нормы современного русского литературного языка Тема 2. Правописание суффиксов разных частей речи Специальность: Методы обучения — репродуктивный.

Время занятия : 90 минут. Мотивация изучения темы Нормы письменной речи изучаются еще в общеобразовательной школе на уроках русского языка. Нормы современного русского литературного языка 84 Тема 2. Правописание суффиксов разных частей речи учебного материала 2 Правописание гласных.

Журнал, тетради Проверка домашнего задания 3 Выявление степени подготовки студентов к занятию Проверяет домашнее задание Читают предложения из домашнего упражнения Приложение 1.

Мотивационный этап 1 Развитие интереса к новой теме Объясняет студентам важность изучения данной темы Слушают, задают вопросы Методическая разработка занятия Цели занятия 1 Установка приоритетов при изучении темы Озвучивает цели занятия Слушают, записывают в тетрадь новую тему Методическая разработка занятия Контроль исходных знаний студентов 15 Выявление степени подготовки студентов к занятию и степени усвоения материала данной темы по школьной программе Инструктирует и контролирует выполнение заданий, обсуждает правильность ответов Выполняют задания, отвечают на вопросы преподавателя Приложение 2.

Выполнение заданийс различными случаями написания суффиксов. Приложение 3 Задания для закрепления знаний Упражнение Приложение 4 Задания для конечного контроля Упражнение Эталоны ответов Приложение 2 Задание 1. Приложение 3 Приложение 4 Задание 1.

Чистота эксперимента – частота волн, разрядить атмосферу – разредить посевы, сплотить единомышленников – заплатить долг, спуститься в цветущую долину – быть вдалеке от дома, спешите видеть – спишите данные, облеченный властью – обличенный судом Список использованных источников Греков, В.

Курсы повышения квалификации. Продолжительность 72 часа. Игровые технологии на уроке русского языка. Организация и сопровождение олимпиадной деятельности учащихся. Современные педагогические технологии в образовательном процессе. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку и литературе.

Культура речи. Современная русская литература. Новости проекта. Рекомендуем Комплекты видеоуроков Электронные тетради Дистанционные олимпиады Вебинары для учителей Блиц турниры Курсы повышения квалификации и переподготовки учителей Готовый практикум на каждый урок. Наименование разделов и тем. Объем часов. Уровень освоения.

Раздел 2. Нормы современного русского литературного языка. Тема 2. учебного материала. Лабораторные работы. Практические занятия.

Контрольные работы. Самостоятельная работа обучающихся: – работа с учебником, выполнение упражнений [3, с. Наименование этапа. Цель этапа. Организационный этап. Организация начала занятия, подготовка рабочего места студентов. Отмечает отсутствующих студентов в журнале. Журнал, тетради. Проверка домашнего задания. Выявление степени подготовки студентов к занятию. Проверяет домашнее задание.

Упражнения по теме «Правописание суффиксов имен существительных»

.

.

.

.

ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Правописание суффиксов имен прилагательных

.

.

Упражнение 1. Образуйте имена существительные с помощью следующих суффиксов: а) -ек, -чик, -т: апельсин, абажур, барабан, внук, горох, диван, еж, .

.

.

.

.

.

.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Правописание суффиксов имен существительных. Урок 10

Источник: https://www.audi90.ru/nasledstvennoe-pravo/obrazuyte-imena-sushestvitelnie-s-pomoshyu-sleduyushih-suffiksov-ek-chik-t.php

Упражнения по теме «Правописание суффиксов имен существительных»

Образуйте имена существительные с помощью следующих суффиксов ек чик т

Упражнение 1.

 Образуйте имена существительные с помощью следующих суффиксов:

а) -ек, -чик, -т: апельсин, абажур, барабан, внук, горох, диван, еж, конец, карандаш, карман, кирпич, ларек, ножик, пряник, палисадник, помидор, палец, кофейник, портфель, поясок, порог, рожок, рукав, стакан, стол, стул, совок, соболек;

б) -ец, -иц(а): Гвинея, Голландия, гололед, доход, каша, книга, кожа, лужа, мороз, рассказ, сюжет, характер;

в) -ец(о), -иц(е), -ц(-е): белье, здоровье, именье, копье, кресло, масло, письмо, растение, селение, строение, счастье;

г) -ечк, -ичк- (иц + к): блюдо, брошь, Ваня, душа, книга, лестница, луковица, пуговица, семья, сито, Тоня, умница;

д) -енк-, -еньк-, -инк-, -к-: басня, башня, береза, бусина, волосы, горошина, душа, диковина, изюмина, завалина, кухня, мама, Петя, скважина, соломина, Юля, яблоня.

Упражнение 2.

 Образуйте имена существительные с помощью одного из суффиксов: -шик-, ышк-, юшк-. Обозначьте суффиксы и окончания.

Вор, горе, горло, гость, гостья, доля, дума, детина, жена, завод, забор, заря, зверь, кровь, кручина, лапа, невеста, няня, платье, плут, перо, ребро, сарай, сватья, скворец, соловей, хлеб, человек.

Упражнение 3.

 От следующих слов образуйте существительные с суффиксами -чик, -щик, -льщик. Какое значение они придают вновь образованным словам? Какие фонетические чередования и в каких случаях наблюдаются в производных словах?

Бакен, барабанить, бетон, водопровод, возить, вязать, грузить, добыча, кабак, камень, кровля, объездить, перебежать, переводить, переписать, переплетать, пилить, разносить, резать, фонарь.

Упражнение 4.

 Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание суффиксов существительных.

1. На перекресток из-за рощ…цы колон…а выползет большая. Мадон…а и регулировщица стоят друг другу не мешая (Долм.). 2. Стекольщ…к некий небеса и лес перекрестил безжалостным алмазом (Шефн.). 3. Ты не гляди, что очкар…к, голова у него работает как электронная машина (Чив.). 4. Скромн…ца, но кипит весь – к настоящему делу рвется (Чив.). 5. Огонь полыхал в кедровн…

ках с незапамятных времен (Чив.). 6. Тебя я знал бы в плать…цах из ситца (Руч.). 1. Вот Лис…нька моя, охотясь за Бобром, знай вертит перед ним хвостом (Мих). 8. Чем я своих подруж…к хуже? (Мих.). 9. Постоял…ц прибьется к дому, да хозя…н не постучится (Оз.). 10. Но, судьбы моей большая ноша, все же ты, как пер…шко, легка (Алиг.). 11. Письм…цо долгожданное из лазарета…

(Недог.).

Упражнение 5.

Вставьте пропущенные буквы и объясните правописание слов. Обозначьте суффиксы существительных, указав, от какой производящей основы образованы данные слова.

Вос…мигран…ик, варе…ик, гости…ица, гриве…ик, дровя…ик, дружи…ик, имени…ик, коре…ик, листвен…ица, моше…ик, мали…ик, нефтя…ик, подли…ик, подоко…ик, покло…ик, путешестве…ик, родстве…ик, ряби…ик, сезо…ик, совреме…ик, соплеме…ик, стра…ик, труже…ик.

Упражнение 6.

Образуйте с помощью известных вам суффиксов все возможные существительные от следующих слов.

Будущий, весомый, выставить, горох, двигать, жить, задать, крутой, кладовая, клюква, лист, пять, предать, пробить, разговорчивый, старый, сварливый, семенной, сцепить, снег, солома, тихий, терпеть, терпеливый, украсить, укрепить, черный, учитель, чистить.

Упражнение 7.

Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы. Сгруппируйте существительные в зависимости от способа образования. Подчеркните словообразующие суффиксы и объясните их правописание.

Арбуз…к, авт…сварщик, бород…ща, воробьишк…, волюшк…, вертушк…, вязалыд…ца, вод…проводч…к, гвозд…к, грузил…, гнезд…ко, грязищ…, голосишк…, дворн…ч…ха, доклад…ца, дядюшк…, желез…бетон, земл…мер, землишк…, зеркальц…, имень…ц…, кипятильн…к, капитал…ц, ковк…

сть, колыш…к, лес…тундра, общ…ствовед, пальт…цо, письм…нос…ц, пчел…вод, пыл…сое, письм…цо, плать…це, птиц…лов, ружьишк…, рыж…к, свет…тень, стал…литей…к, словечк…, семечк…, сен…кос, тем… чко, угл…коп, хлеб…ц, хохотушк…, человек…день, шалунишк…, электр…механ…к.

Упражнение 8.

Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните их написание. Обозначьте графически суффиксы существительных, где они есть.

1. Все охотн…ки – люди утренние, все танц…ры – ночные, вечерние сущ…ства (Пришв.). 2. У разных деревьев – разные подшефные: подберез…в…ки прячутся под березами, подосин…в…ки – под осинами, а сосны и елки скрывают квартиру рыж…ка, масленка или мох…в…ка. Чтобы не повредить грибницу, срезай гриб под корень нож…ком (Над.). 3.

В усадьбе пруд тоже замерз, но речка у мельн…цы все еще шумела (Кор.). 4. Терешка-куч…р никогда ничего лишнего не высказывал. Таким образом, тайна была сохранена более чем полудюж…ной заговорщиков (П.). 5. Крышка сосуда снова плотно захлопнулась, и Надежда не вылетела: этого не пожелал громоверж…ц Зевс (Кун.). 6. Ноги Зевса, одетые в сандалии, покоились на скаме…

чке, поддерживаемой по краям золотыми львами (Дом.). 7. Охотный ряд получил свое название еще в те врем…на, когда здесь разрешено было торговать дичью, приносимой подмосковными охотн…ками. На мостовой перед палатками сновали пирожн…ки, блин…ки, торговцы гречнев…ками, жаренными на постном масле. Сбитен…щ…

ки разливали, по копейке за стакан, горячий сбитень – любимый тогда медовый напит…к, согревавший извоз…ков и служащих, замерзавших в холодных лавках. 8. Старый Берестов взошел на крыльц… с помощью двух лакеев Муромского. Муромский принял соседей своих как нельзя ласковей, предложил им осмотреть перед обедом сад и зверин…ц…(П.). 9.

Если крестьянская изба напоминала своим ликом хозя…на, то огород – хозяйку: он свидетельствовал о ее характере и сноровке (Аст.). 10. Нижняя часть пирамиды, состоящая из двадцати трех широких ступеней, являлась торжественной, парадной лестн…ц…й, ведущей со всех четырех сторон к храму. Тридцать стройных, ослепительно белых колонн окружали святил…щ…

храма и несли его пирамидальную крышу (Дом.). 11. Однажды балованный кот каба…ч…цы, хитрый сластена и подхалим, золотоглазый любим…ц всего двора, притащил из сада скворца (М. Г.). 12. Когда-то, еще в крепостные врем…на, на Лубянкой площади появился деревянный балаган с немудреным зверинц…м и огромным слоном. Теперь на этом месте находится Политехнич…кий музей (Гил.). 13.

Большие ворота медленно открылись, и пути…ки вошли в сводчатую комнату (Волк.). 14. Двор, некогда украшенный тремя правильными цветн…ками, обращен был в некошеный луг… (П.). 15. В сие время за…ц выскочил из лесу и побежал полем. Берестов и стремя…ный закричали во все горло, пустили собак и следом поскакали во весь опор. Муромский, провозгласивший себя отличным наезди…

ком, дал ей [лошади] волю и внутренне доволен был случаем, избавлявшим его от неприятного собеседн…ка (П.). 16. В гости…ную втащили большую елку. Дерево наконец подняли, и оно оказалось так высоко, что нежно-зеленая верхуш…чка согнулась под потолком. Игруш…к оказалось мало. Пришлось опять сесть клеить фунт…ки, золотые орехи, привязывать к пря…н…

кам и крымским яблокам серебряные верев…чки (А. Т.). 17. Вен…ч…ки трав качались над головами и осыпали плечи желтой цветочной пылью (Пауст.). 18. С нами был маленький мальч…к. Он был выдумщ…к, но мы, взрослые, очень любили его выдумки… (Пауст.).

Упражнение 9.

От данных слов с помощью суффиксов образуйте существительные.

-Ек-, -ик-: щенок, огурец, орех, кирпич, висок, ящик, год, хрящ, платок, зонт, шалаш, василек, гвоздь.

-Ец-, -иц-: брат, мороз, метель, книга, кожа, вещь, капитал, земля, каша, коса, крупа, лужа, сестра, часть, рассказ, хлеб, варенье, сочинение, пальто, ружье, письмо, масло.

-Ин-, -изн-, -ет-, -есть-, -еств-: нищий, купец, товарищ, прямой, свежий, текучий, всхожий, живучий, певучий, юноша, меньше, достойный.

-Чик-, -щик-: бакен, баня, бетон, гонки, рассказывать, перевозить, грузить, возить, переводить, учет, шифровать, шарманка, часы, резать, кровля, фрезеровать, переплетать, забой, летать, наводить, дрессировать, перебегать, регулировать, обходить, корректировка.

-Еньк-, -оньк-: заря, шуба, нога, лапа, Зоя, Лиза, Вера.

Тест по теме «Правописание суффиксов имен существительных»

1.                  В каком слове пишется И?

1)                 ящич…к

2)                 кресл…це

3)                 нож…нька

4)                 тяж…сть

2.                  В каком слове пишется И?

1)                 француж…нка

2)                 виш…нка

3)                 нищ…нка

4)                 солом…нка

3.                  В каком слове пишется И?

1)                 Миш…нька

2)                 помещень…це

3)                 текуч…сть

4)                 брат…ц

4.                  В каком слове пишется Е?

1)                 помидорч…к

2)                 мастер…ца

3)                 гостин…ца

4)                 клубоч…к

5.                  В каком слове пишется Е?

1)                 студенч…ство

2)                 земля-кормил…ца

3)                 крив…зна

4)                 кузнеч…к

                                                                                         Ответы:

Источник: https://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/testy-i-upragneniya/139-pravopisaniesufiksovimensucshestvitelnyhupragneniya.html

§ 40. Правописание суффиксов имён существительных

Образуйте имена существительные с помощью следующих суффиксов ек чик т

Правописание суффиксов, образующих существительные с новым лексическим значением

При помощи суффиксов имена существительные могут быть образованы от различных частей речи. Например: учить — учитель, молодой — молодость, белый — белизна, камень — каменщик и т. д.

Для правильного написания суффиксальных существительных надо знать следующие суффиксы, употребляемые для их образования.

214. От данных слов посредством суффикса -чик или -щик образуйте имена существительные со значением лица. Суффиксы обозначьте.

Учёт, выбор, сварить, резать, рассказ, пулемёт, камень, пилить, баня, барабан, стекло, править, перевоз, чеканка, подносить, смазать, водопровод, извоз, бетон, набор, фонарь, текстиль, домна, буфет, чистить, копировать, контора, тюрьма, забой, застройка, заказ, переплёт, ремонт, упаковка, проход, подписать.

215. Образуйте от данных слов существительные посредством суффиксов: а) -еств-, -(ин)ств-; б) -ин-, -от-, -ет-, -изн-, -ость, -есть; в) -овн-, -отн-. Если от слова можно образовать существительное с несколькими суффиксами, используйте каждый суффикс. Суффиксы обозначьте. Составьте словосочетания с образованными вами существительными.

а) Студент, человек, достойный, меньше, одинокий, большой, много, юноша, хищник, старший;

б) тесный, нищий, старый, высь, ширь, глубь, прямой, новый, быстрый, сухой, текучий, свежий, кривой, левый, правый, бедный;

в) толкать, болтать, бегать, пачкать.

216. Спишите, вставляя пропущенные буквы, обозначая суффиксы существительных. Объясните (устно) их правописание.

1) Он перевоз..ика зовёт, и перевоз..ик беззаботный его за гривенник охотно чрез волны страшные везёт. (П.) 2) Встаёт купец, идёт разнос..ик, на биржу тянется извоз..ик. (П.) 3) Побывав у заказ..иков, Лука Александрович зашёл на минутку к сестре, от сестры пошёл он к знакомому переплёт..ику. (Ч.) 4) В Нижнем буфет..

ик рассчитал меня. (М. Г.) 5) По ночам вокруг дома ходили караул..ики и трещали в трещотки. (А. Н. Т.) 6) Обман..ики обманывают, а легковерные верят. (С.-Щ.) 7) На валу камен..ики таскали кирпич и чинили стену. (П.) 8) Два красил..ика несли ведро краски. (Л. Т.) 9) От судов по колеблющимся мосткам сновали груз..ики. (Купр.

)

Правописание суффиксов, вносящих в существительные добавочные оттенки значения

Некоторые суффиксы служат для образования от имён существительных существительных с уменьшительным, ласкательным, пренебрежительным, усилительным оттенками значения, например: нос — носик (уменын.), глаза — глазки (ласкат.), изба — избёнка (пренебреж.), мороз — морозище, жара — жарища (усилит.). Для соблюдения норм правописания следует запомнить следующие суффиксы.

217. От данных слов образуйте имена существительные с уменьшительными суффиксами -ек, -ик, -чик или -ок. Запишите эти существительные в форме именительного падежа единственного и множественного числа. Обозначьте суффиксы существительных. Составьте четыре словосочетания, используя существительные с каждым из названных выше суффиксов.

Лист— листик, листики; орех — орешек, орешки. Бант, мост, ящик, карман, флигель, платок, горох, друг, сапог, огурец, станок, поясок, шкаф, каблук, узор, пиджак, земляк, дубок, стих, пастух, сад, листок, дождь, жук, кирпич, футляр, костюм, ножик, червяк, цветок.

218. Образуйте от данных слов существительные, используя указанные уменьшительные суффиксы. Запишите их, обозначая эти суффиксы.

1) -ец- или -иц-: хлеб, каша, мороз, книга, сюжет, метель.

2) -ечк- или -ичк-: блюдо, Ваня, Соня, семя, пуговица, мельница, Феня.

3) -ец- или -иц-: серебро, платье, пальто, строение, здоровье.

4) -оньк- или -еньк-: лиса, река, полоса, дорога, Лиза, заря.

5) -ёнк-, -oнк-, (-ин-)-к- или -к-: изба, река, черешня, яблоня, нога, басня, смородина, трещина, глаза, жемчужина, баранина, кухня, вишня.

219. От данных слов образуйте существительные с помощью следующих суффиксов: 1) -ушк-, -юшк- или -ышк-; 2) -ищ-; 3) -ишк-. Обозначьте суффиксы и окончания. Обратите внимание на зависимость окончания -о, -а или от рода существительного, а иногда от одушевлённости или неодушевлённости.

1) Доля, горе, стекло, воля, борода, зерно, трава, поляна, няня, поле, дед, соловей, солнце, перо, голова, Ваня, море, дно, детина, беседа, дядя, горло, ядро;

2) парень, сила, гора, нос, борода, голос, дом, человек, холод, жара, скука, волк, нога, рука, бас, великан, грязь;

3) город, нос, мужик, сын, пальто, вор, амбар, человек, земля, шалун, платье, забор, здоровье, ружьё, плут, завод.

220. Выпишите слова с пропущенными буквами. Обозначьте суффиксы, объясните их написание.

1) Тарантас взвизгнул, тронулся, колокольч..ки заплакали, бубенч..ки засмеялись. (Ч.) 2) Мушка была маленькая облезлая собач..нка. (Ч.) 3) Из прихожей во второй этаж вела узкая деревянная лестн..чка. 4) Штабс-капитан Полянский держал перед ней [Варей] блюд..чко с мороженым, а она кушала лож..чкой. (Ч.

) 5) В течение нескольких секунд пастуш..нок и Метел..ца смотрели прямо в глаза друг друга. (Ф.) 6) Вдруг к машине подбежал парнишк.. . (Твард.) 7) Пальтишк.. надень да одеяло возьми, а то к утру холодно станет. (М. Г.) 8) Резко отделялись от тёмной зелени деревьев красноватые баше..ки и беседки, кое-где разбросанные по саду.

(Т.) 9) Как осторожно бы вода моя текла и мимо хижи..ки, и каждого кусточка! (Кр.) 10) Я вам доложу, каков был Михеев, так вы таких людей не сыщете; махинищ.. такая, что в эту комнату не войдёт. А в плечищах у него была такая силищ.., какой нет у лошади. (Г.) 11) Дело под вечер зимой и мороз..

ц знатный, по дороге столбовой едет парень молодой — ямщич..к обратный. (Н.) 12) Если сын чернее ночи, грязь лежит на рож..це, ясно, это плохо очень для ребячьей кож..цы. (Маяк.) 13) В каком году — рассчитывай, в какой земле — угадывай, на столбовой дорож..ке сошлись семь мужиков. (Н.) 14) Вечно тёплая шапч..

нка вся в пуху на нём, туго стянут сюртуч..нко узким ремешком. (Н.)

221. Спишите. Обозначьте суффиксы существительных с пропущенными буквами.

1) Каждый куст..к, каждая берёзка радовались нам. (Исак.) 2) Темна ноч..нька, не спится. (Ес.) 3) Топот дворника доносился то справа, то слева, и мальч..к бросался то вперёд, то назад. (Купр.) 4) Ой ты, песня, пес..нка девичья. (Исак.) 5) Ты не плачь, мой лебедёноч..

к, не сетуй. (Ес.) 6) Спи, мой воробыш..к, спи, мой СЫНОЧ..К, спи, мой звоноч..к родной. (Исак.) 7) И играет зайч..к солнца в рыжеватой бороде. (Ес.) 8) Он [Ваня] выставил своё свежее лич..ко из-под рогожи, опёрся на кулач..к и медленно поднял кверху свои большие тихие глаза.

(Т.)

222. Прочитайте. Определите стилистическую принадлежность текста и его тему. Выразите своё отношение к проблемам, поднятым автором. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Сделайте морфологический разбор выделенных существительных.

Память — одно из важнейших свойств любого бытия: материального духовного человеческого…

Памятью обладают отдельные р..стения камень на котором остаются сл..ды его пр..исх..ждения и движения в ледниковый п..риод ст..кло в..да.

Память вовсе не механична. Это важнейший творческий проце.. . Запоминается то что нужно путём памяти накапливается добрый опыт образуется традиция создаются трудовые навыки.

Память противостоит уничтожающей силе времени. Принято делить время на прошедшее настоящее и будущее. Благодаря памяти прошедшее входит в настоящее а будущее как бы предугадывается настоящим соединённым с прошедшим.

Память — пр..од..ление времени смерти. В этом величайшее нравственное значение памяти. «Беспамятный» это прежде всего человек неблагодарный безответственный а следовательно и неспособный на добрые бескорыстные п..ступки.

Безответственн..сть рождается отсутствием сознания того, что ничто не проходит бесследно. Человек совершающий недобрый п..ступок думает что п..ступок этот не сохранится в памяти его и в памяти окружающих. Сов..сть это память к которой присоединяется моральная оценка совершённого…

Память основа сов..сти и нравственн..сти основа культуры, память одна из основ п..эзии эстетического понимания культурных це..остей. (Д. Лихачёв)

Источник: http://as6400825.ru/russkij_yazyk_10-11/40.html

ПоддержкаГраждан
Добавить комментарий