Основания и предмет административного иска

Особенности изменения предмета или оснований иска

Основания и предмет административного иска

15.02.2017

       Современное процессуальное законодательство (Гражданский процессуальный кодекс Украины, Хозяйственный процессуальный кодекс Украины и Кодекс административного судопроизводства Украины) наделяют стороны в делах различными процессуальными правами и обязанностями, которые они могут реализовать при рассмотрении дел в судах.

       Так в частности, истцы (их законные или уполномоченные представители) наделены правом подать в письменной форме заявление об изменении исковых требований, а именно об увеличении или уменьшении их размера на стадии рассмотрения дела, то есть в любое время до окончания рассмотрения дела (до вынесения судом решения).

       При этом, реализация права подать в письменной форме заявление об изменении предмета или оснований иска предоставляемая истцам (их законным или уполномоченным представителям) возможна лишь до рассмотрения дела по существу, то есть до объявления судьей о начале рассмотрения дела по существу, а именно до момента, когда суд начнет оглашать исковое заявление. Указанная норма способствует избежанию злоупотреблений истцом (его законными или уполномоченными представителями) процессуальным правом на изменение оснований или предмета иска в любое время на стадии рассмотрения дела. 

       Поэтому, в случае, если заявление подано после начала рассмотрения дела по существу, суд выносит определение, которым оставляет такое заявление без рассмотрения и возвращает истцу. 

       Вместе с тем, необходимо учитывать обеспечение реализации Ответчиком своих процессуальных прав.

Так, например Ответчик строит свои доводы ориентируясь на исковые требования, изложенные в исковом заявлении истца и выбирает соответствующие доказательства в их подтверждение, а при изменении предмета или оснований иска ему необходимо также изменить или дополнить свои доводы и возможно добавить новые доказательства на их подтверждение.

       Кроме того, следует заметить, что подача заявления о одновременном изменении предмета и оснований иска судами не допускается, поскольку фактически в этом случае речь идет о новом иске, который необходимо подать в суд с уплатой соответствующего судебного сбора. 

       Основная проблема, возникающая у истцов (их законных либо уполномоченных представителей) при изменении предмета или оснований иска – это отсутствие в процессуальном законодательстве Украины определения соответствующих терминов. Особенно усложняется ситуация у истцов, которые самостоятельно представляют свои интересы без привлечения представителей. 

       При этом, определение терминов «предмет иска» и «основание иска» в судебной практике и научной литературе отличаются, а потому понять их значение и правильно использовать в определенной ситуации для рядовых граждан, не имеющих юридического образования, иногда становится довольно сложно.

       Так, в Постановлении Здолбуновского районного суда от 05.04.2016 года по делу № 562/2001/13-ц указано: «Изменение предмета иска – это изменение материального содержания исковых требований истца. 

       Изменение основания иска – это изменение обстоятельств, которыми истец обосновывает свои требования.

       Изменение одновременно предмета и оснований иска являются новыми исковыми требованиями, которые должны оформляться в соответствии с нормами ГПК Украины.

       Как усматривается из поданного заявления истец изменил и предмет и основание иска, изменение оснований и предмета иска по существу является предъявлением нового иска, поэтому в данном случае не основан на законе. 

       Предъявление иска предусмотрено главой 2 ГПК Украины.

       Учитывая, что истцом подано заявление об изменении предмета и оснований иска, что не предусмотрено одновременно процессуальными правами, таким образом у суда отсутствуют основания для принятия к рассмотрению заявления с измененным предметом и основаниями иска». 

       Наряду с этим, в Постановлении Одесского окружного административного суда от 25.07.2016 по делу № 815/2868/16 указано следующее: «суд учитывает, что основание иска — обстоятельства (фактическое основание) и нормы права (юридическое основание), которые в своей совокупности дают право лицу обратиться в суд с исковыми требованиями к ответчику.

       Изменение основания административного иска возможна при следующих обстоятельствах:

       1) замена одних фактических или правовых оснований иска другими;

       2) дополнение фактических или правовых оснований новыми;

       3) изъятие некоторых из указанных фактических или правовых оснований.

       Предмет иска — это материально-правовые требования истца к ответчику. Необходимость в изменении предмета иска может возникать тогда, когда первоначальные требования истца не дают ему возможности удовлетворить свои интересы.

       Изменение предмета административного иска возможна при следующих обстоятельствах:

       1) замена одних исковых требований другими;

       2) дополнение исковых требований новыми;

       3) изъятие некоторых из исковых требований;

       4) предъявления этих требований другому ответчику в рамках спорных правоотношений.

       Дополнение исковых требований новыми происходит путем изменения предмета иска, а не путем увеличения размера исковых требований».

       Кроме того, в Постановлении Хозяйственного суда Днепропетровской области от 23.12.

2016 по делу № 904/10368/16 указано, что «осуществив оценку содержания заявления Истца в совокупности с содержанием ранее поданного им иска, суд пришел к выводу, что заявление не направлено на изменение предмета иска, ведь исходя из предписаний ХПК Украины, предметом иска является определенное материально-правовое требование истца к ответчику.

Предмет иска корреспондирует со средствами защитыправа, которые определены, в том числе в ст. 16 ХК Украины, ст. 20 ХК Украины, а следовательно, изменение предмета иска означает изменение требования, что может заключаться в избрании Истцом иного, в отличие от первоначально избранного способа защиты нарушенного права, в рамках спорных правоотношений.

       С учетом изложенного, несмотря на то, что по поданному заявлению, Истец требует признания недействительным еще одного решения, обжалование которого не было предметом первоначально заявленного иска, то есть заявляет требования, которые находятся вне рамок спорных правоотношений по делу, такое заявление следует расценивать как представление другого (еще одного) иска, что не соответствует предписаниям процессуального закона, а следовательно, указанное заявление подлежит оставлению судом без рассмотрения, приобщаются к материалам дела, а иск подлежит рассмотрению по первоначально заявленному требованию». 

Источник: https://id-legalgroup.com/blog/osobennosti-izmeneniya-predmeta-ili-osnovaniy-iska

Основание и предмет иска, понятие, примеры и арбитражная практика

Основания и предмет административного иска

В соответствии со ст.4 Арбитражно-процессуального кодекса лицо чьи права по его мнению нарушены вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих законных интересов, в порядке установленном АПК РФ.

Арбитражное судопроизводство не подразделяется на виды, но в нем в качестве основного понятия можно выделить правила искового производства, которые являются основой для рассмотрения большинства гражданских дел.

Под иском в арбитражном процессе понимают спорное правовое требование одного лица к другому, вытекающее из материально-правового отношения, основанное на юридических фактах и предъявленное в арбитражный суд для рассмотрения и разрешения в строго определенном процессуальном порядке.

  • материально-правовая сторона;
  • процессуально-правовая сторона; 

В процессуальном смысле иск это обращение в арбитражный суд первой инстанции требование о защите своих прав и законных интересов. В таком виде иск-это средство возбуждения арбитражного процесса.

С материально-правовой стороны иск-это спорное материальное требование истца к ответчику, которое указано в исковом заявлении и подлежит рассмотрению в строго установленном законом порядке.

Под предметом иска понимают конкретное требование истца к ответчику, например о возмещении убытков, о невыполнении условий договора, о взыскании неустойки, о признании права собственности и иные требования. Как указано в п.4 ч.2 ст. 125 АПК истец в своем исковом заявлении должен указать свое требование.

Предмет иска не смешивают с определенным вещественным предметом спора, например денежными средствами и т.д. Например, с нежилым помещением- предмет вещественный, могут быть предъявлены иски о признании права собственности на данный объект, устранении нарушений прав собственника, о его разделе и иные требования. Т.о.

, вещественный предмет иска и предмет иска- различные понятия.

Под основанием иска следует понимать фактические обстоятельства конкретного дела, из которых вытекает право требования, на которых истец их основывает п.5 ч.2 ст. 125 АПК.

Следует отметить, что истец в исковом заявлении должен указывать не любые, а конкретные обстоятельства, подтвержденные фактами. При этом не любые факты могут быть приведены истцов в иске, следует приводить юридические факты, т.е. те обстоятельства, с которыми закон связывает возникновение, изменение, прекращение правоотношений, либо иные правовые последствия.

При необходимости истец должен произвести расчет взыскиваемой или оспариваемой суммы (п.7 ч.2 ст. 125 АПК), также подтвержденный фактами.

Все указанные в иске фактические обстоятельства в дальнейшем подлежат доказыванию истцом в арбитражном суде. А т.к.

субъективное право основывается не на одном юридическом факте, а на их совокупности, то в основании иска должно быть приведен определенный фактический состав.

По правилам АПК истец должен указать в исковом заявлении как фактическое так и правовое обоснование иска.

Если фактическое обоснование иска представляет собой совокупность юридических фактов, то правовое основание иска требует указать конкретные нормы права, основанием которых является требования истца. Так согласно п.4 ч.2. ст.

125 АПК истец в своем исковом заявлении должен указать законы и иные правовые акты, на которых основываются его требования.

  1. по объекту защиты-материально-правовая защита;
  2. по цели, предмету иска проводится процессуально-правовая классификация исков: преобразовательные, о признании, о присуждении.
  3. по характеру защищаемого интереса в арбитражном суде.

Цель иска о признании состоит в защите интересов истца, который полагает, что у него есть право, но оно оспаривается другим лицом, например оспаривание прав собственности на недвижимость.

Иски о признании бывают двух видов: позитивный и негативные.

Позитивный иск-это например, иск о признании прав собственности, а в негативном иске истец отвергает существование какого-либо права, например оспаривание права собственности.

Иск о присуждении просит признать за ним определенное право и соответственно осуществить определенные действия-освободить земельный участок, помещение и т.д. Иск о присуждении гораздо обширнее, т.к. истец выступает в суде с требованием совершить ответчика конкретные действия по принуждению.

Часто бывает, что иски о признании и принуждении могут быть в одном исковом заявлении.

Эта классификация показывает, что за интересы защищает истец и кто приобретает выгоду по решению суда, этим определяются особенности предъявления иска, ведения дел в суде и судебных решений. Такая классификация исков связана с появлением новых правовых частных способов защиты гражданских прав

В зависимости от характера спорного правоотношения гражданского, административного, налогового и других отраслей права можно выделить иски, возникающие из административных, налоговых, земельных и др. правоотношений.

Затем каждый вид иска подразделяется на обязательственные правоотношения, из причинения внедоговорного вреда и т.д. Иски обязательственные подразделяются также на иски из договоров купли-продажи, мены и т.д.

Эта классификация может быть очень длинной и углубленной.

  • — личные, относятся к защите государственных и общественных интересов
  • — иски в защиту прав других лиц
  • — косвенные иски.

Законом предусмотрено, что исковое заявление должно быть составлено и подано в арбитражный суд в письменной форме. Это позволяет четко фиксировать время и место предъявления иска, определить соответствие иска закону, своевременно устранить все ошибки и недостатки, нарушение прав истца на предъявление иска и гарантировать право сторон на судебную защиту.

Солабаева Ольга Игоревна

Специалист по экономике и праву

Часто мы можем из уст судьи услышать такие понятия, как право истца на изменение основания и предмета иска. Что означают эти два понятия – «основание иска» и «предмет иска» – когда и в каких случаях истец имеет право на их изменить? Давайте подробнее разберемся в этом.

Согласно статье 49 АПК РФ истец имеет право изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований или отказаться от иска, ответчик может признать иск, стороны вправе окончить дело мировым соглашением. Суд не может принять отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это будет противоречить закону или нарушит права и законные интересы других лиц.

Предметом иска можно понимать требование, указанное в просительной части иска. Например, истец Самойлов просит суд признать договор приватизации квартиры недействительным полностью, а после изменения предмета иска просит уже суд признать этот договор недействительным в части 1/2 доли, на которую он имеет право претендовать в случае своего участия в приватизации квартиры.

Законом четко определено, что истец не вправе одинаково менять и основание, и предмет иска. И в этом ограничении есть смысл, поскольку такое одновременное изменение и основания и предмета иска приводит к тому, что мы имеем уже абсолютно новый иск.

Например, истец Иванов просит суд признать недействительным договор дарения квартиры, и признать за ним право собственности на спорную квартиру.

Если он изменит одновременно и основание, и предмет иска, то может получиться так, что он, скажем, будет уже просить суд признать недействительной не сделку дарения квартиры, а сделку ее приватизации, предшествовавшей сделке дарения, и признать его (истца) нанимателем квартиры.

В этом случае мы уже имеем совсем другой иск, с новыми основаниями и предметом, такой, уже полностью новый иск, нужно уже подавать в суд отдельно, а не в рамках ранее возбужденного искового производства по первоначальному иску.

Изменение оснований или предмета иска оформляется путем подачи заявления (уточненного иска), в порядке статьи 49 АПК РФ, в судебном заседании. Такое заявление подается судье по числу лиц, участвующих в деле. Доплата государственной пошлины при этом не производится.

Подача суду заявления в порядке статьи 49 Арбитражно-процессуального кодекса об изменении оснований или предмета иска является основанием для отложения судебных слушаний по делу, поскольку уточненное исковое заявление подлежит вручению (или направлению по почте) всем участникам судебного процесса по первоначальному иску.

После этого слушания по делу начинаются с самого начала – проводится досудебная подготовка по делу, предварительные слушания, а затем и слушания дела по существу.

Истец никак не ограничен в своем праве изменять основания или предмет иска, и может делать это неограниченное количество раз. При вынесения судебного решения по делу в нем должны быть перечислены все произведенные истцом в ходе судебного разбирательства по делу изменения оснований или предмета иска.

Однако нужно помнить, что изменение оснований или предмета иска может влечь за собой весьма серьезные правовые последствия.

Так, например, если в результате изменения предмета иска, будет изменена подсудность по делу, то дело будет подлежать передаче в другой суд (например, по месту нахождения спорного недвижимого имущества) или другому судье (например, от мирового судьи в районный суд), что может повлечь за собой необратимые последствия, которые уже невозможно будет исправить в дальнейшем.

Поэтому каждый раз, когда истец намерен поменять основания или предмет своего иска, он должен четко представлять себе как все положительные, так и все отрицательные последствия такого шага.

Симонова Татьяна Викторовна

Специалист по экономике и праву

Количество показов: 119792

Источник: http://arbir.ru/articles/a_2520.htm

Уточнение иска по КАС РФ

Основания и предмет административного иска

Уточненное административное исковое заявление кас рф образец

Обязательным реквизитом документа является подпись. Ее может поставить сам заявитель или его представитель. Последний должен иметь на это полномочия, подтвержденные доверенностью. Образец административного искового заявления, согласно КАС, должен также содержать:

  1. Наименование инстанции, в которую адресуется документ.
  2. Сведения о заявителе. Указываются его ФИО, место проживания (если им является гражданин) или наименование и адрес местонахождения (если им выступает организация), номер телефона. Юрлица должны также привести данные о госрегистрации. Граждане дополнительно указывают сведения о наличии высшего юридического образования, если планируют участвовать в делах, к которым привлечение представителя является обязательным.
  3. Информация об ответчике. Здесь также следует указать Ф.И.О.

Само понятие административного иска, а вместе с ним и административного искового заявления как документа, которым оформляются требования по таким искам, появилось сравнительно недавно, когда в 2015 году был принят КАС РФ.

КАС РФ не содержит определения такого заявления, но его можно сформулировать на основании анализа содержания ст. 38, 124, 125 КАС РФ.

Заявление представляет собой документ, составленный в письменной форме, подписанный истцом или его представителем и содержащий требования, рассматриваемые в рамках административного производства (например, об оспаривании нормативного акта и т.
п., см. ч. 2 ст. 1 КАС РФ).

Учитывая возможное многообразие предметов иска и ответчиков, заявление может быть весьма разнообразным, поэтому потребуется максимально унифицированный образец административного искового заявления, который затем можно дополнить и адаптировать для конкретного случая.

Оформляем административный иск

КАС РФ, оно должно отвечать нормам, изложенным в ст. 209 КАС РФ. В нем должны указываться:

  • данные об органах или лицах, принявших оспариваемый акт;
  • регистрационные данные оспариваемого акта;
  • данные о применении оспариваемого акта к истцу;
  • данные о действующих правовых нормах, имеющих большую юридическую значимость, которым противоречит оспариваемый акт;
  • сведения о документах, подтверждающих обоснованность иска, или об обстоятельствах, по которым они не могут быть представлены суду;
  • ходатайства, связанные с необходимостью получения документов, подтверждающих обоснованность исковых требований;
  • требование о признании акта недействительным с отсылкой к действующему нормативному акту, которому он противоречит.

An error occurred

Это позволит приостановить действие обжалуемого акта. Необходимо учесть, что исковое заявление (административное) можно направить в трехмесячный срок с даты получения отказа или неполучения ответа на обращение в соответствующий орган. Пропускать этот период крайне нежелательно. Если причины несоблюдения срока уважительные, суд может его восстановить.

Как внести исправления в административное исковое заявление?

В отечественном законодательстве установлены правила, по которым оформляются административные исковые заявления в суд. Рассмотрим далее основные требования, предусмотренные нормами. В статье будут также представлены образцы административных исковых заявлений.

Общие сведения После введения в действие КАС РФ, система судопроизводства подверглась существенным изменениям. В первую очередь откорректированы правила оформления и предъявления документов в инстанции. В настоящее время все административные споры рассматриваются в порядке, закрепленном КАС.

Неисполнение предусмотренных в нем требований влечет различные последствия, в том числе, отказ от рассмотрения претензий и возврат документов. Административное исковое заявление: КАС РФ Основные правила оформления претензий закрепляет 125 статья Кодекса.

В ней указывается, что исковое заявление (административное) составляется в письменном виде.

Важно

Перечень дел, которые рассматривает этот суд, смотрите на стенде для посетителей.

Там же можно найти и образец административного иска о признании незаконным бездействия либо действия должностного лица, образцы других исков, а также информацию о размере государственной пошлины и реквизиты для ее перечисления. Подайте иск лично или направьте по почте заказное письмо с описью вложения.

Как написать заявление Исковое заявление составляется в письменной форме от руки или на компьютере, его можно написать самостоятельно, а можно обратиться к юристу. В документе обязательно должны быть указаны:

  • Наименование суда;
  • Полные данные истца: Ф.И.О., дата и место рождения, адрес и телефон;
  • Полные данные ответчика: наименование и адрес гос.органа, Ф.И.О.

Приложения Как выше говорилось, образец административного искового заявления содержит перечень документов, подтверждающих обстоятельства, о которых говорится в тексте. В число приложений входят:

  1. Уведомление о вручении либо иной документ, доказывающий получение другими лицами, привлеченными к спору, копий материалов дела. Если другим сторонам не были направлены экземпляры претензий и документов, прилагаемых к ним, они предоставляются в суд истцом.
    Их количество должно соответствовать числу участников. При необходимости экземпляры направляются и прокурору.
  2. Квитанция об уплате пошлины, ходатайство о предоставлении рассрочки/отсрочки в ее оплате, уменьшении размера или документ, подтверждающий право на льготу. Сумма отчисления устанавливается законодательством.

В него включены прокуроры, следователи, судьи и прочие граждане, участие в процессе которых не предусмотрено. Представители предъявляют документы, подтверждающие наличие надлежащего образования, полномочий. Результаты рассмотрения После изучения претензий и документов, должно быть принято решение по административному исковому заявлению.

Основания для него регламентируются в 127-130 статьях Кодекса. Суд может принять иск к своему производству или отказать в этом, оставить его без движения. Принять к рассмотрению документы необходимо в трехдневный срок.

После этого на протяжении 2-х мес. суд изучает иск и приложения к нему. По результатам рассмотрения выносится соответствующее определение.

В случае принятия иска стороны оповещаются о времени, дате и месте проведения заседания.

Инстанция вправе привлечь к разбирательству и других лиц, если спор затрагивает их интересы.

Образец уточненное административное исковое заявление кас рф

Из АПК РФ также заимствованы некоторые нормы, в том числе правила освобождения от доказывания обстоятельств, признанных сторонами. Из нововведений следует отметить следующие.

Для инициирования судебного разбирательства нужно обратиться в суд с административным исковым заявлением (а не с заявлением или исковым заявлением, как было ранее).

Закреплена возможность извещать и вызывать участвующих в деле лиц, свидетелей, экспертов, специалистов и переводчиков СМС-сообщениями, при условии соблюдения правил, предусмотренных статьей 96 КАС РФ).

Новеллой является установление обязанности для административного истца, обладающего государственными полномочиями, направлять лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления. С 15.09.2016 предусмотрена возможность подачи искового заявления с использованием сети Интернет, путем заполнения специальной формы на сайте суда.

При необходимости стороны дают пояснения. Прения В ходе них ссылаться на доказательства, не изученные судом. Вместе с тем законодательство допускает отступление от данного правила. При необходимости судья может вынести определение о возобновлении рассмотрения материалов дела.

В прениях последнее слово всегда остается за ответчиком. После их завершения суд удаляется в специальную комнату, где выносит постановление по существу рассмотренного дела.

Отложение разбирательства Предусмотренный в законодательстве порядок рассмотрения административных исков считается весьма эффективным и оперативным способом восстановления нарушенных интересов и прав.

Между тем, в некоторых случаях разбирательство может быть отложено. Основаниями для такого решения может быть:

  1. Необходимость в производстве дополнительных процессуальных действий.

КАС РФ расширены возможности совместного участия истцов в рассмотрении административных дел; определена процедура обращения в суд с коллективным административным исковым заявлением; для целей оспаривания НПА установлена обязанность лица без высшего юридического образования нанимать юристов; установлены меры предварительной защиты и условия их применения; установлены сокращенные сроки принятия и рассмотрения исковых заявлений и жалоб. Понятие административного иска и административного искового заявления КАС РФ хотя и вводит в оборот понятие «административный иск», не содержит соответствующей нормы-дефиниции (определения понятия). Административный иск можно определить как обращенное в суд первой инстанции требование о защите публичных материальных прав, свобод и законных интересов. Административное исковое заявление – документ, который может содержать несколько административных исков.

Источник: http://advant24.ru/utochnennoe-administrativnoe-iskovoe-zayavlenie-kas-rf-obrazets/

Административный иск уточнение требований

  • наименование судебного органа;
  • сведения об истце и его контактные данные;
  • информация об ответчике;
  • основные сведения о гражданском деле, принятом к рассмотрению;
  • основания и аргументы в пользу замены претензий;
  • доказательства и ссылки на законодательство;
  • старые и новые требования;
  • просьба о замене предмета или оснований;
  • дата составления документа, личная подпись и перечень прилагающих документов.

Источник: https://hoz-molotok.com/utochnenie-iska-po-kas-rf/

Административный иск

Основания и предмет административного иска

В соответствии со ст.

4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов. Принуждение к отказу от права на обращение в суд является недопустимым.

Если для определенной категории административных дел законом установлен обязательный досудебный порядок урегулирования административного или иного публичного спора, то обращение в суд возможно после соблюдения такого порядка (ч. 3 ст. 4 КАС РФ).

Средством обращения в суд выступает административный иск, формой выражения которого является административное исковое заявление (ст. 124 КАС РФ). Административный иск — одна из разновидностей общего понятия иска, который представляет собой важнейшее процессуальное средство защиты нарушенного или оспоренного права и условие возбуждения судопроизводства по конкретному делу.

Иск представляет собой универсальную форму для разрешения любых споров о праве, независимо от того, возникают ли они в сфере частноправовых или публично-правовых отношений.

В современной теории иска в зависимости от характера посягательства на субъективные права и законные интересы субъектов материальных правоотношений выделяют: а) гражданский иск; б) административный иск и в) уголовный иск.

В основе такой классификации лежит родовое понятие иска как требования о защите всякого нарушенного права и законного интереса независимо от его отраслевой принадлежности и характера посягательства.

Административный иск как отраслевая разновидность родового понятия иска характеризуется рядом признаков, отличающих его гражданского иска:

  • 1) возникает из спорных административно-правовых отношений и как требование о правовой защите всегда связан с административно-правовым спором или административным правонарушением;
  • 2) сигнализирует возникновение разногласия сторон с противоположными юридическими интересами;
  • 3) цель административного иска — защита ущемленного субъективного публичного права или нарушенного правопорядка предусмотренным в законе способом — путем восстановления нарушенного права или возложения обязанности, в том числе обязанности понести административное наказание;
  • 4) предмет исковой защиты — субъективное публичное право, законность административного акта или публичный правопорядок, которые лицо, обращающееся в суд, полагает нарушенными;
  • 5) основание — юридические факты, включающие: а) факты правонарушения и правопрепятствования в сфере публичного управления и материальные нормы публичного нрава; б) юридические факты административно-процессуального характера и процессуальные нормы, на основании которых у лица существует право на судебную защиту и которые регулируют процесс осуществления этого права;
  • 6) использование судом специальных процессуальных средств и механизмов при разрешении спора, заявленного административным иском.

Исходя из этих признаков административный иск может быть определен как требование к судебному органу о защите субъективных публичных прав и законных интересов и (или) законности и публичного правопорядка, исходящее из указанного заявителем спорного публично-правового отношения и предполагающее разрешение конфликтной ситуации посредством применения правовосстановительных либо административно-принудительных мер.

Процессуальная форма, в которой происходит защита нарушенного в спорном правоотношении права, называется исковой формой.

В рамках этой формы иском начинается судебный процесс, им определяются ход и границы этого процесса и, наконец, решением по иску завершается судебное разбирательство. Он определяет способ защиты права и форму производства по рассмотрению и разрешению дел в суде.

Исковая форма административного судопроизводства в общем суде определяет наиболее общие правила судебного разбирательства (разд. Ill КАС РФ).

Для исковой формы защиты права характерны следующие признаки'.

  • 1) наличие материально-правового требования, вытекающего из нарушенного или оспоренного права стороны и подлежащего в силу закона рассмотрению в определенном порядке, установленном законом, т.е. иска;
  • 2) наличие спора о нарушенном праве. В административном судопроизводстве суд разрешает споры о праве административном (в широком смысле — публичном);
  • 3) наличие двух сторон с противоположными интересами, которые наделены законом определенными полномочиями по защите их прав и интересов в суде.

Таким образом, исковая форма как атрибут судебного административного процесса предполагает административный иск — требование о защите, которое облекается в форму искового заявления. Согласно ст. 124 КАС РФ административное исковое заявление может содержать требования:

  • 1) о признании не действующим полностью или в части НПА, принятого административным ответчиком;
  • 2) о признании незаконным полностью или в части решения, принятого административным ответчиком, либо совершенного им действия (бездействия);
  • 3) об обязанности административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца;
  • 4) об обязанности административного ответчика воздержаться от совершения определенных действий;
  • 5) об установлении наличия или отсутствия полномочий на решение конкретного вопроса органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом.

Законодатель оставляет перечень возможных исковых требований открытым. Он устанавливает (ч. 2 ст. 124 КАС РФ), что административное исковое заявление может содержать иные требования, направленные на защиту прав, свобод и законных интересов в сфере публичных правоотношений.

Форма и содержание административного искового заявления определяются ст. 125 КАС РФ.

Исходя из этой статьи оно должно содержать, в частности, наименование административного истца и административного ответчика, сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение; содержание требований к административному ответчику и изложение оснований и доводов, посредством которых административный истец обосновывает свои требования; сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, если данный порядок установлен федеральным законом, и т.д.

В определенных законом случаях ответчик может противопоставить заявленному иску самостоятельное право требования к истцу путем подачи встречного административного иска (ст. 131 КАС РФ).

Встречный иск — это самостоятельное исковое требование, заявленное ответчиком в уже возникшем процессе для совместного рассмотрения с первоначальным в целях защиты своих интересов.

Подача встречного административного искового заявления осуществляется по общим правилам предъявления административных исковых заявлений.

Принятие административного искового заявления в качестве встречного административного искового заявления допускается при выполнении одного из следующих условий:

  • — между встречным и первоначальным административными исковыми заявлениями имеется взаимосвязь и их совместное рассмотрение приведет к более быстрому и правильному разрешению спора, возникшего из административных и иных публичных правоотношений;
  • — удовлетворение встречного административного искового заявления исключает полностью или в части удовлетворение первоначального административного искового заявления;
  • — встречное требование направлено к зачету первоначального требования.

В исковом административном судопроизводстве стороны обладают правом на распоряжение административным иском, т.е.

на распорядительные действия, направленные на изменение материально-правовой основы административного спора.

КАС РФ к числу распорядительных действий сторон относит такие, как отказ административного истца от иска, признание административного иска ответчиком и заключение соглашения о примирении.

Отказ от административного иска как односторонний распорядительный акт истца выражает процессуальную форму его отказа от материально-правового требования к ответчику.

Он представляет собой высказанное в ходе административного судопроизводства безоговорочное отречение административного истца от судебной защиты своего требования, направленное на прекращение судопроизводства по делу. Согласно ст.

46 КАС РФ административный истец вправе отказаться от административного иска полностью или частично до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существ}' в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции.

Распорядительные действия административного истца, кроме отказа от иска, в ходе судопроизводства могут проявляться: а) в изменении им исковых требований, т.е. изменении предмета или основания иска и б) уточнении исковых требований, т.е. их дополнении или уменьшении.

Он вправе совершить эти действия до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции (ч. 1 ст. 46 КАС РФ).

Признание административного иска — открыто выраженное ответчиком в ходе судопроизводства безоговорочное согласие удовлетворить исковые требования, направленное на окончание судопроизводства путем вынесения решения в пользу административного истца.

Административный ответчик вправе признать административный иск полностью или частично при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции.

Суд не принимает признание ответчиком административного иска, если это противоречит закону или нарушает права других лиц.

Примирение сторон (ст. 137 КАС РФ) может касаться только их прав и обязанностей как субъектов спорных публичных правоотношений и, возможно, в случае допустимости взаимных уступок сторон.

По ходатайству сторон, их представителей суд приостанавливает производство по административному делу на срок, необходимый для примирения. Стороны могут урегулировать спор, заключив соглашение о примирении сторон.

Соглашение о примирении сторон заключается в письменной форме и подписывается сторонами или их представителями при наличии у них соответствующих полномочий.

Вопрос об утверждении соглашения о примирении сторон рассматривается судом в судебном заседании, в том числе в предварительном судебном заседании. Суд не утверждает соглашение о примирении сторон, если его условия противоречат закону или нарушают права, свободы и законные интересы других лиц.

Административный иск может быть обеспечен мерами предварительной защиты. Эти меры применяются судом в целях исполнения будущего решения суда, если позже его исполнение может быть затруднено. Правила применения этих мер установлены гл. 7 КАС РФ.

Основанием для применения мер предварительной защиты является заявление административного истца или лица, обратившегося в суд в защиту прав других лиц или неопределенного круга лиц. Суд может принять меры предварительной защиты по административному иску в случае, если:

  • 1) до принятия судом решения по административному делу существует явная опасность нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или неопределенного круга лиц, в защиту нрав, свобод и законных интересов которых подано административное исковое заявление;
  • 2) защита прав, свобод и законных интересов административного истца будет невозможна или затруднительна без принятия таких мер.

Суд может приостановить полностью или в части действие оспариваемого решения, запретить совершать определенные действия, принять иные меры предварительной защиты по административному иску, если КАС РФ не предусмотрен запрет на принятие таких мер по определенным категориям административных дел.

Источник: https://studme.org/122830/pravo/administrativnyy

Юридическая фирма fox

Основания и предмет административного иска

Процессуальным законодательством Украины установлено право истца на изменение или «предмета», или «основания» иска, до начала рассмотрения дела по существу.

Учитывая важность и непонятность этого вопроса среди общих масс населения,  считаем необходимым дать разъяснения по этому поводу.

При этом, прежде всего, необходимо обратить Ваше внимание на сложность предоставления таких объяснений, в связи с отсутствием законодательного определения таких понятий как «предмет» и «основание» иска, и разноплановым толкованием этих понятий судьями как хозяйственных, так и общих, и административных судов.

К этому необходимо добавить факт существования различного толкования «предмета» и «основания» спора, которые являются причиной для подачи иска, — и не всегда суть «предмета» и «основания» спора совпадают с «предметом» и «основанием» иска.

В свою очередь, понятия «предмет» и «основание» иска во многих случаях используются в действующем процессуальном законодательстве Украины, в частности (но не исключительно):

·        в части 1 статьи 31 и пункте 2 части 1 статьи 205 Гражданского процессуального кодекса Украины;

·        в части 4 статьи 22 и пункте 2 части 1 статьи 81 Хозяйственного процессуального кодекса Украины;

·        в части 1 статьи 51 и пункте 5 части 3 статьи 108 Кодекса административного судопроизводства Украины.

К сожалению, толкования судьями понятий «предмет» и «основание» иска настолько разнятся, что мы вынуждены дать разъяснение по этому вопросу исходя из  своего понимания и на основе теории права и судебной практики.

При этом, необходимо учесть, что Пленумы Верховного и Высших судов Украины также по-разному трактуют эти понятия, однако в большинстве своем придерживаются основ теории права, которая определяет «предмет» и «основание» иска очень размытыми словами и непонятно не только для рядового гражданина, но и для юриста.

Гражданское процессуальное законодательство.

В пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Украины «О применении норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство по делу до судебного рассмотрения» от 12.06.2009 года за № 5 данные понятия трактуются следующим образом:

«В частности, у истца суд должен выяснить предмет иска (что конкретно требует истец), основание иска (чем он обосновывает свои требования) и содержание требования (какой способ защиты своего права он выбрал).»

«Поскольку основанием иска являются фактические обстоятельства, приведенные в заявлении, то указание истцом конкретной правовой нормы в обоснование иска не является определяющим при решении судом вопроса о том, каким законодательством следует руководствоваться при разрешении спора».

То есть, Верховный Суд Украины определяет «предмет» иска — как конкретное требование истца, а основание иска — как обстоятельства, которые обосновывают требование.

Вышеупомянутые толкования совпадают с требованиями к исковому заявлению, к которым, согласно положениям статьи 119 Гражданского процессуального кодекса Украины, относятся содержание исковых требований и изложение обстоятельств, которыми истец обосновывает свои требования.

Хозяйственное процессуальное законодательство.

Согласно положениям пункта 3.12 Постановления Пленума Высшего хозяйственного суда Украины «О некоторых вопросах практики применения Хозяйственного процессуального кодекса Украины судами первой инстанции» от 26.12.2011 года за № 18, понятия «предмет» и «основание» иска трактуются следующим образом:

«Под предметом иска подразумевается определенное материально-правовое требование истца к ответчику, в отношении которого истец просит принять судебное решение. Основание иска составляют обстоятельства, которыми истец обосновывает свои требования по защите права и охраняемого законом интереса.

Вместе с тем не считаются изменением оснований иска дополнения его новыми обстоятельствами при сохранении в нем первичных обстоятельств и изменение ссылки на нормы материального или процессуального права. В то же время и ссылка суда в решении на другие нормы права, отличные от тех, которые указаны в исковом заявлении, не должна пониматься как выход суда за пределы исковых требований».

Таким образом, Пленум Высшего хозяйственного суда Украины определяет «предмет» иска как материально-правовое требование, а «основание» иска – как все обстоятельства, которыми обосновывается такое требование.

Отдельно необходимо обратить внимание на определение требования как «материально-правового».

Учитывая основы теории права, можно сделать вывод, что материально-правовым требованием является требование правового характера истца к ответчику, основанное на нормах материального права, в отношении которого суд должен принять решение, которым, в свою очередь, определяется способ восстановления нарушенного права и устранения последствий такого нарушения.

В свою очередь, в постановлении Высшего хозяйственного суда Украины от       18 января 2011 в судебном деле № 29/200-10 указано следующее:

«Предметом иска является определенное материально-правовое требование истца к ответчику.

Предмет иска корреспондирует со средствами защиты права, которые, определены, например, в статье 16 Гражданского кодекса Украины.

Под средствами защиты прав следует понимать меры, прямо предусмотренные законом с целью прекращения оспаривания или нарушения субъективных гражданских прав и (или) устранения последствий такого нарушения».

При этом, в соответствии с положениями части 1 статьи 16 Гражданского кодекса Украины, каждый человек имеет право обратиться в суд за защитой своих личных неимущественных или имущественных прав и интересов.

Таким образом, дополнительно, по своему содержанию, требования делятся на имущественные и неимущественные.

Согласно положениям статьи 54 Хозяйственного процессуального кодекса Украины, исковое заявление должно включать в себя содержание исковых требований, изложение обстоятельств, на которых основываются исковые требования, указание доказательств, подтверждающих иск, и обоснованный расчет сумм, взыскиваемых или оспариваемых, а также законодательство, на основании которого подается иск.

Учитывая вышеуказанное, можно сделать вывод, что в хозяйственном процессуальном законодательстве, как и в гражданском процессуальном законодательстве, требования к исковому заявлению в части исковых требований и обстоятельств, на которых основаны такие исковые требования, совпадают с толкованиями понятий «предмет» и «основание» иска, которые даны судом кассационной инстанции в этой сфере судопроизводства.

Административное процессуальное законодательство.

Согласно положениям пункта 10 Постановления Пленума Высшего административного суда Украины «О судебном решении в административном деле» от 20.05.

2013 года за № 7, «резолютивная часть решения является окончательной и отображает результат решения дела административной юрисдикции, и поэтому должна содержать четкие и исчерпывающие выводы по поводу всех требований, которые были предметом иска, апелляционной или кассационной жалобы».

При этом, административным судом кассационной инстанции в отношении «основания» иска не дано подобных выводов.

В свою очередь, согласно положениям пункта 4 части 1 статьи 106 Кодекса административного судопроизводства Украины административный иск должен вмещать в себя содержание исковых требований, которые соответствуют условиям частей четвертой и пятой статьи 105 Кодекса административного судопроизводства Украины, и изложение обстоятельств, которыми истец обосновывает свои требования.

Учитывая вышесказанное, а также тождественность требований к исковому заявлению в административном, гражданском и хозяйственном процессах, можно сделать вывод, что понятия «предмет» и «основание» иска в административном процессе являются такими же понятиями, как в гражданском и хозяйственном процессах.

Вывод.

Учитывая вышесказанное, считаем, что понятия «предмет» и «основание» иска для любого судебного процесса следует понимать следующим образом.

«Предмет» иска – это конкретное требование истца. По своему содержанию, требования могут быть имущественными или неимущественными, и определяют способ защиты прав и интересов истца, согласно положениям статьи 16 Гражданского кодекса Украины.

«Основание» иска – это те обстоятельства, которые обосновывают требование истца.

Источник: http://fox.com.ua/about/publications/detail.php?ID=400

ПоддержкаГраждан
Добавить комментарий