Правила безопасности на корабле

Правила безопасности на корабле для детей и взрослых

Правила безопасности на корабле

Водный транспорт поражает своим разнообразием. Причем многие его виды используются не для военных целей или транспортировки грузов, а для перевозки пассажиров. Именно поэтому каждому рекомендуется знать правила безопасности на корабле для детей и взрослых и строго соблюдать их.

Понятие безопасности детей и взрослых

В качестве отдыха в разных городах предлагаются услуги заказного теплохода различного направления. Очень часто этими услугами пользуются посетители с детьми (или группой детей).

Перед проведением подобной прогулки рекомендуется разобраться в понятии обеспечения безопасности на воде.

Оно включает в себя не только спасение утопающих, обучение плаванию, предупредительную работу с детьми, но и правила поведения на судне и береговой линии.

Инструктаж должны проходить все, кто собирается воспользоваться следующими видами водного транспорта:

  • гидроциклами;
  • моторными лодками;
  • катерами;
  • байдарками;
  • парусными судами;
  • кораблями.

Особое внимание необходимо уделить при совершении прогулки большой группой детей. Каждому ребенку необходимо объяснить, чего на корабле делать нельзя. Для закрепления знаний можно попросить детей нарисовать эскиз плаката, призывающего к соблюдению правил безопасности на корабле.

Стоит помнить о том, что данные правила обязательны к соблюдению не только детьми, но и теми, кто их сопровождает.

В первую очередь необходимо соблюдать общественный порядок, независимо от размеров корабля, а также требования безопасного плавания, нормы пожарной безопасности и санитарные требования.

Помимо этого, на каждом конкретном судне существуют свои правила, которые озвучиваются при посадке на него инструктором. Каждый пассажир обязан беспрекословно и быстро выполнять их. Запрещено приказы обсуждать и подвергать сомнению.

Подобные действия можно совершать только на берегу, поскольку во время хода корабля по воде этот человек несет ответственность за безопасность пассажиров.

Оснащение корабля

Для обеспечения безопасности пассажиров на судне должно присутствовать специализированное оснащение. Оно соответствует правилам охраны здоровья и жизни пассажиров на воде, а также имеющимся стандартам судоходства. В частности, каждый корабль, который специализируется на пассажирских перевозках, должен быть оснащен достаточным количеством спасательных жилетов и шлюпок.

Перед отплытием инструктор информирует пассажиров о правилах безопасности на судне, а также о действиях, которые нужно выполнять во время непредвиденной ситуации.

Независимо от возраста пассажирам судна запрещено (об этом говорят правила безопасности на корабле, которые расположены в виде плакатов по всей его территории):

  • препятствовать работе сотрудников судна на каждом этапе движения;
  • находиться в зоне, откуда происходит управление кораблем;
  • выходить за имеющиеся ограждения, нырять непосредственно с борта судна, а также в близости от него;
  • наклоняться через ограждения или сидеть на них;
  • нарушать порядок, бросать мусор на борту или за него;
  • употреблять спиртные напитки, находиться на борту в наркотическом или алкогольном опьянении;
  • бегать по трапам, двигаться по ним, не держась за поручни;
  • оставлять включенными электрические приборы в каюте, если путешествие осуществляется на подобном судне.

Помимо этого, недопустимо курить в тех местах, которые для этого не предназначены.

Высадка и посадка не может быть самовольной. Посещать служебные помещения, а также открывать технические отсеки строго запрещено. Нужно следить за поведением детей, а также за соблюдением ими правил безопасности на корабле.

Есть некоторые ограничения в поведения и на причале, если маршрут корабля подразумевает наличие остановок. В частности, на берегу пассажирам запрещено:

  • подниматься на судно или спускаться с него не по трапу;
  • выходить на ту часть причала, которая не ограждена;
  • купаться в неустановленном для этого месте;
  • заплывать за буи.

Даже во время стоянки требуется соблюдение правил безопасности на корабле.

Правила безопасности во время высадки и посадки на корабль

Особое внимание нужно уделять соблюдению правил безопасности во время посадки на корабль и высадки с судна.

После того как судно пришвартовалось к причалу, сотрудники обеспечивают готовность трапов, по которым пассажиры спускаются или поднимаются. В некоторых случаях может потребоваться высадка пассажиров на катерах.

Они используются в том случае, когда корабль не может подойти к пирсу вплотную, чтобы можно было опустить трап.

Как вести себя во время экстренной ситуации

В первую очередь необходимо успокоиться и не поддаваться панике. Во время таких ситуаций существуют свои правила безопасности на корабле, которые требуют соблюдения. Все требуемые к выполнению действия озвучивают инструкторы, поэтому необходимо их внимательно слушать и следовать их инструкциям.

По тревоге каждый пассажир должен выйти на палубу, надев перед этим спасательный жилет. После объявления начала посадки на шлюпки приготовиться к тому, чтобы покинуть судно (первыми это делают женщины и дети, раненые, последним — капитан). Делать это нужно только по команде инструкторов.

При использовании спасательного круга очень важно соблюдать всю последовательность действий, в частности ни в коем случае нельзя допускать его нахождения ниже груди.

Водный транспорт считается одним из самых безопасных, поскольку автомобильные аварии случаются гораздо чаще. Однако сохранение жизни человека во многом зависит именно от соблюдения правил безопасности.

Поэтому нужно тщательно изучить правила безопасности на корабле еще до того, как произвести посадку на борт. В экстренных ситуациях эти знания могут спасти жизнь.

При путешествии с детьми рекомендуется использовать эскиз «Правила безопасности на корабле», который наглядно демонстрирует, как нужно вести себя на борту.

Источник: https://fb.ru/article/242434/pravila-bezopasnosti-na-korable-dlya-detey-i-vzroslyih

Техника безопасности на судне: разбор ситуаций

Правила безопасности на корабле

Морские порталы «Safety at Sea» и «Regs4ships» провели разбор ситуаций, связанных с техникой безопасности на судне. Все они случались на борту: кому-то из моряков везло, кому-то не очень. Эксперты предлагают рассмотреть эти примеры, понять, в чем ошиблись моряки, и как можно было избежать происшествия. 

Во время швартовых операций моряк упал за борт

Что произошло? Во время постановки судна к причалу нога моряка, находившегося на корме и выполнявшего швартовые операции, оказалась в петле швартового каната, в результате этого канат потянул его за собой, и человек оказался за бортом.

В чем причина? Перед началом операции члены экипажа не прошли инструктаж. Дело в  том, что погодные условия ухудшились, течение было сильным, поэтому моряк стал помогать коллеге и не увидел канат.

Совет: помните, что во время постановки судна к причалу, всегда нужно стоять в безопасном месте и обращать внимание на петли швартового каната под ногами. Кроме того, на судне всегда должно быть определено лицо, ответственное за проведение соответствующей операции.

Международные требования: MGN 308 (MF) – Швартовное и буксирное оборудование на всех судах (Безопасная установка  и безопасная эксплуатация), Кодекс безопасной рабочей практики для моряков торгового флота (CoSWP), Глава 25 «Операции по якорению, швартовке и буксировке»¸ UK SI 1997 № 2962 – Правила для торговых и рыболовецких судов (Охрана здоровья и безопасность на рабочем месте).

Несоблюдение требований стало причиной получения травмы глаза

Что произошло? В блоке стерилизации питьевой воды моряк производил замену ультрафиолетовой лампы. Он случайно включил УФ-свет, который его ослепил. Позже в этот же день он почувствовал раздражение, боль, наблюдалось покраснение и даже временная слепота.

В чем причина? Член экипажа не ознакомился с предупредительной надписью рядом с лампой, не выполнил установленные в компании правила и не провел оценку рисков. На моряке не было средств индивидуальной защиты (PPE), а именно затемненных защитных очков.

Совет: помните, что на судне в обязательном порядке нужно придерживаться правил и процедур даже при выполнении самых обычных и простых задач. Банальная дисциплинированность поможет  избежать получения травм. Всегда надевайте средства защиты, даже если на это уйдет дополнительное  время.

Международные требования: Кодекс безопасной рабочей практики для моряков торгового флота, Глава 4, Правила для торговых и рыболовецких судов (индивидуальное защитное оборудование), Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (МКУБ), Глава 10 «Техническое обслуживание  и ремонт судна и оборудования».

Пренебрежение инструкциями привело к травме

Что произошло? Старший механик попросил члена экипажа удалить краску и коррозию с резьбы шпилек крышки люка при помощи ручной проволочной щетки или угловой шлифмашины, оборудованной дискообразной проволочной щеткой. Моряк поместил в шлифовальную машинку дисковый нож на 5 мм, который потом застрял между двумя штифтами и разбился. Часть этого сломанного диска попала в моряка.

В чем причина? Моряк не был готов к выполнению поставленной перед ним задачи ввиду отсутствия у него соответствующих знаний. Он пренебрег инструкциями старшего механика и выбрал неподходящее оборудование для работы. Риски не были оценены. 

Совет: перед началом работы убедитесь в том, что ваши коллеги хорошо подготовлены к поставленной перед ним задаче. Придерживайтесь корпоративных правил и оценивайте риски. Использование электроинструментов может стать причиной получения серьезных увечий, поэтому будьте осторожны при их эксплуатации.

Международные требования: Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения, Глава 10  «Техническое обслуживание и ремонт  судна и оборудования», Свод правил  МОТ по предотвращению несчастных случаев на борту судна, на море и в порту,  Глава 13 «Сварка,  кислородная резка  и прочая горячая обработка», Конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДНВ), в которую были внесены поправки в 2010 году (Манильские поправки), Глава II «Капитан  и палубная команда».

Неконтролируемый  вход в закрытое помещение привел к гибели моряка

Что произошло? Береговой персонал дал вахтенному офицеру указание взять пробу груза. Он поручил одному из членов экипажа спуститься в трюм через шахту по трапу в грузовом трюме. Через 10 минут офицер вернулся и обнаружил, что моряк лежит на трапе без сознания.

В чем причина? Шахта не была оборудована вентиляционными точками, и перед входом моряк не произвел проверку закрытого помещения. Капитан и старший механик не были осведомлены о том, что один из членов судовой команды вошел в закрытое пространство. Вахтенный офицер не контролировал осуществление данной операции. 

Совет: прежде чем приступить к выполнению поставленной задачи, обдумайте угрозы и оцените риски. В силу наличия угрозы безопасности при входе в закрытое помещение в обязательном порядке должны соблюдаться установленные процедуры и правила.

Международные требования: Циркуляр ИМО MSC/Circ.744- Рекомендации  по входу в закрытые помещения на судах, Резолюция ИМО A.

1050(27) – Пересмотренные рекомендации по входу в закрытые помещения на судах, Международная конвенция по охране человеческой жизни на море (СОЛАС), Глава IX «Управление  безопасной эксплуатацией судов», Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения.

Источник: http://www.sur.ru/ru/news/lent/2014-11-21/tekhnika_bezopasnosti_na_sudne_razbor_situacij/

Правила безопасного поведения пассажиров на борту судна

Правила безопасности на корабле

 В соответствии с правилами внутреннего водного транспорта и законодательными актами РФ

  • Капитан судна несет полную персональную ответственность за безопасность всех пассажиров на борту, в связи с чем пассажиры обязаны подчиняться его распоряжениям. Кроме того, пассажиры должны следовать правилам внутреннего распорядка и техники безопасности на борту. 
  • Помните, что Ваша безопасность находится, прежде всего, в Ваших собственных руках. На протяжении маршрута пассажиры обязаны соблюдать правила безопасности и выполнять все распоряжения экипажа судна – это одно из важнейших условий безопасности для Вас и других пассажиров.
  • Морские пассажирские суда полностью отвечают всем требованиям безопасности, оборудованы современными навигационными и спасательными средствами. Судоходство в прибрежной морской зоне не представляет угрозы для современных судов и их пассажиров.
  • Все находящиеся на борту отдыхающие, не входящие в штат экипажа судна, обязаны соблюдать правила поведения и техники безопасности на судах морского флота, а также соблюдать общественный порядок, правила пользования пассажирскими судами, требования по обеспечению безопасности плавания, санитарные правила и правила пожарной безопасности.
  • В экстренных случаях эвакуация пассажиров с борта судна осуществляется силами экипажа под руководством капитана. При необходимости всем пассажирам выдаются экипажем спасательные жилеты. О всех необходимых действиях пассажиры будут оповещены по судовой радиотрансляционной сети.
  • В соответствии с правилами техники безопасности, представитель судового экипажа перед отплытием обязан проинформировать пассажиров о месте расположения запасных выходов и о правилах пользования нагрудными спасательными жилетами в случае необходимости. Также проводится общий инструктаж о правилах поведения на судне во время плавания. В целях обеспечения безопасности пассажиров и членов экипажа судна, пассажирам рекомендуется соблюдать «Правила поведения на судне» которые установлены транспортным законодательством РФ и являются обязательными для пассажиров.
  • В случае нарушения пассажирами судна требований безопасности на борту, представители экипажа вправе применить меры принуждения к нарушителям порядка и безопасности на судне, не желающим выполнять требования капитана судна и передать этого пассажира в органы внутренних дел морского транспорта. В случае необходимости капитан принимает меры к изоляции виновного. Экипаж вправе изъять имеющиеся у пассажира в сильном алкогольном опьянении алкогольные напитки до окончания текущего рейса. Так же капитан вправе высадить нарушителя с борта судна в ближайшем остановочном пункте, а в случае вынужденной остановке причиной, которой явилось неправомерное поведение пассажира, возмещение дополнительных расходов возлагается на этого пассажира. За нарушение общественного порядка на судне, порчу судов и судового имущества виновные несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Украины.
  • Пассажиры вправе требовать защиты со стороны работников внутреннего водного транспорта в случае возникновения угрозы их здоровью или жизни во время плавания.
  • В целях обеспечения безопасного мореплавания судна, количество пассажиров на верхней палубе теплохода строго ограничено и  контролируется членами экипажа, в случае необходимости пассажиры тентовой палубы по требованию экипажа обязаны перейти в нижние салоны судна.
  • За действия отдыхающих на берегу (причале), администрация судна ответственности не несет.
  • С окончанием времени морской прогулки все пассажиры обязаны покинуть судно.

Ответственность пассажира:

  • Пассажир несет ответственность, включая финансовую, за любые совершенные им действия или решения, принимаемые в ходе прогулки, а также за ущерб, нанесенный имуществу других лиц, судовладельца и т. д.
  • Пассажир несет ответственность за нарушение действующих правил поведения на судне.
  • Пассажир несет ответственность за действия, которые могут создать угрозу для жизни и здоровья других пассажиров, как окружающих людей, так и его самого.
  • Пассажиры, нарушающие установленные нормы поведения снимаются с маршрута без компенсации.

При нахождении на борту судна или на причале пассажирам запрещается:

  • Начинать посадку или высадку до полной швартовки судна.
  • Выходить за ограждения судна, купаться с борта судна и непосредственной близости от судна.
  • На ходу и во время стоянки наклоняться через ограждения открытых палуб, сидеть на леерных ограждениях.
  • Самостоятельно открывать двери центральных входов и любых других дверей служебных помещений судна.
  • Входить и находиться в служебных помещениях, и в местах, где расположены судовые устройства и механизмы.
  • Находиться на верхней палубе судна перед окнами ходовой рубки.
  • Бегать по трапам, подниматься и сходить с трапа, не держась за поручни.
  • Пользоваться электробытовыми приборами от электрической сети судна.
  • Оставлять детей без присмотра.
  • Прикреплять любые материалы в судовых помещениях к стенам, потолку и полу.
  • Использовать судовой колокол, снимать без необходимости спасательные круги и жилеты.
  • Проносить на борт судна вещи, относящиеся к категории опасных и нелегальных (сжатые газы, едкие вещества, оружие, взрывчатые и горючие вещества, наркотики, радиоактивные материалы, яды, инфекционные материалы и т. д.)
  • Бросать за борт спички, окурки и любой мусор; для сбора мусора на судне установлены специальные урны при входе, на открытых палубах и туалетах.
  • Использовать огневые и пиротехнические средства на судне (факелы, петарды, фейерверки, бенгальские огни, звуковые и огневые ракеты и т.п.).
  • Заходить и находиться на территории за барной стойкой, а также размещать на территории бара любые предметы.
  • Злоупотреблять спиртными напитками, находиться в нетрезвом состоянии или состоянии наркотического опьянения.
  • Курить в местах, не отведенных для этого администрацией судна.

Читать электронный журнал Космополитен, Бурда и другие.

Источник: http://yaltravel.ru/index.php/pravila-dlya-passazhirov

Утверждены и введены

в действие Приказом

Министра морского флота

от 13 марта 1975 г. N 50

Утверждены

Постановлением

Президиума ЦК профсоюза

рабочих морского

и речного флота

от 19 февраля 1975 года,

протокол N 39, п. 16

Введены в действие

с 1 января 1976 года

ПРАВИЛА

ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ НА СУДАХ МОРСКОГО ФЛОТА

Правила техники безопасности на судах морского флота разработаны группой сотрудников Центрального научно-исследовательского института морского флота.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Порядок применения Правил

1.1.1. Настоящие Правила предназначены для обеспечения безопасности труда плавсостава и распространяются на все суда и плавсредства Министерства морского флота, находящиеся в эксплуатации, ремонте и отстое.

Примечания: 1. Отступления от настоящих Правил допускаются только при выполнении работ на судах и плавсредствах, терпящих бедствие или работающих по спасению, при обязательном выполнении всех возможных мер безопасности.

2. На суда технического флота, кроме требований настоящих Правил, распространяются требования специальных правил техники безопасности для судов технического флота.

1.1.2. В развитие настоящих Правил пароходствами должны быть разработаны и выданы на суда инструкции по технике безопасности для всех профессий рядового плавсостава.

Типовые инструкции ММФ для отдельных профессий должны быть положены в основу инструкций, составленных с учетом специфики данного пароходства и особенностей каждой серии судов.

Все действующие инструкции должны быть приведены пароходствами в соответствие с настоящими Правилами.

1.1.3. Администрация судна обязана изучить полученные от пароходства инструкции и при необходимости дополнить их положениями, отражающими изменение условий плавания, специфику груза и т.п.

1.1.4. Во всех инструкциях по эксплуатации оборудования должны быть указаны конкретные меры техники безопасности, предупреждающие случаи травматизма при его использовании. На все основные виды ремонтно-профилактических работ на судах пароходствами должны быть составлены технологические карты, учитывающие безопасные методы работы.

Технологические карты должны быть составлены также на основные виды палубных работ, в которых сохраняется постоянная последовательность операций (спуск-подъем шлюпок, заваливание и вываливание забортных трапов, спуск-подъем трапа для приемки лоцмана, открывание и закрывание крышек трюмов, выемка-установка или укладка на груз собранных щитов шифтинг-бордсов).

В технологических картах должны указываться оборудование и оснастка, последовательность технологических операций, расстановка работающих в процессе выполнения работ и меры безопасности.

1.1.5. Настоящими Правилами должен быть обеспечен весь комсостав судна. Правила следует учитывать как инвентарь судна.

1.2. Обучение технике безопасности и требования

к личному составу

1.2.1. Командный состав судов (включая первых помощников капитана и судовых врачей) обязан изучить настоящие Правила и проходить ежегодную проверку знаний настоящих Правил в соответствии с Положением (приложение I — не приводится).

1.2.2. Весь личный состав судов должен пройти инструктаж и обучение по технике безопасности в соответствии с действующим в ММФ Положением (приложение II — не приводится).

Ответственность за правильную организацию и качество инструктажа по технике безопасности членов экипажей на рабочем месте (первичного, повторного и внеочередного) возлагается на капитанов судов.

Контроль за качеством инструктажа и соблюдением правил техники безопасности на судах возлагается на работников пароходства (порта, управления морского пути) по технике безопасности, капитанов-наставников, механиков-наставников, групповых механиков и инженеров электрорадионавигационных камер.

1.2.3. Рядовой состав судов обязан изучить инструкции по технике безопасности в соответствии со своей профессией и выполняемой работой. При поступлении на судно знания проверяют: у членов палубной команды и обслуживающего персонала — старший помощник капитана, у членов машинной команды — старший механик; повторно проверки знаний производятся не реже двух раз в год.

1.2.4. К самостоятельной работе на судне и обслуживанию механизмов допускаются лица не моложе восемнадцати лет. Они должны:

иметь удостоверение (свидетельство) о прохождении квалификационной комиссии и медицинскую книжку с отметкой или свидетельство о пригодности к работе по состоянию здоровья, выдаваемые бассейновой или портовой поликлиникой;

твердо знать инструкции по технике безопасности и обслуживанию поручаемых им механизмов;

уметь правильно пользоваться защитными и предохранительными приспособлениями, необходимыми в процессе работы;

уметь оказывать первую помощь при несчастных случаях.

1.2.5. Ни один вновь поступающий член экипажа рядового состава не может быть направлен на судно, если он не прошел вводный инструктаж по технике безопасности, лица командного состава — без проверки знаний Правил техники безопасности и других руководящих документов по охране труда, проводимой в комиссиях при пароходствах.

Без первичного инструктажа на рабочем месте и проверки знаний по профессии пришедший на судно член экипажа рядового состава не может быть допущен к выполнению судовых работ.

Примечание. Первый помощник капитана и судовой врач при поступлении на работу должны пройти вводный инструктаж, а по приходе на судно — получить от капитана общий инструктаж о специфике и характере работы судна.

1.2.6. Все члены экипажа судна должны быть проинструктированы по безопасной работе на прачечном оборудовании (стиральных машинах, центрифугах и др.) и прочем бытовом оборудовании, предназначенном для самообслуживания.

1.2.7. Обо всех замеченных неисправностях оборудования, систем, различных устройств, трапов и т.п., представляющих опасность, а также обо всех нарушениях правил и инструкций по технике безопасности каждый член экипажа судна обязан немедленно сообщить своему непосредственному начальнику.

1.2.8.

Работники Министерства, пароходств, портов, морских путей, а также научно-исследовательских, проектно-конструкторских, инспектирующих и всех других организаций, связанные с необходимостью посещения судов, обязаны изучить настоящие Правила применительно к занимаемой должности, выполняемым работам и строго соблюдать их при посещении судов, а также при разработке организационно-технических мероприятий на флоте.

1.2.9. Все совершеннолетние члены семей моряков, прибывающие на судно, должны быть ознакомлены с Инструкцией по технике безопасности для членов семей моряков, прибывающих на судно, и расписаться в этом у вахтенного помощника капитана, который обязан напомнить им о необходимости твердого знания и тщательного соблюдения требований техники безопасности.

1.3. Ответственность за соблюдение Правил

техники безопасности на судне

1.3.1. Ответственность за соблюдение настоящих Правил на судне несет капитан. Он обязан лично и через своих помощников и начальников служб (старшего помощника капитана, старшего механика, начальника рации, судового врача и др.) проводить мероприятия по оздоровлению условий труда экипажа, учитывая конкретные условия, и принимать все необходимые меры для предупреждения случаев травматизма.

Капитан обязан систематически контролировать выполнение членами экипажа правил и инструкций по технике безопасности и прохождение инструктажа всем рядовым составом судна. При оформлении трудового соглашения в последнем должны быть отражены вопросы ответственности за охрану труда администрации судна и грузополучателя.

1.3.2. Каждый член командного состава судна отвечает за безопасность труда членов экипажа в соответствии с Уставом службы на судах морского флота Союза ССР и обязан контролировать выполнение личным составом судна правил и инструкций по технике безопасности, инструктировать подчиненных ему лиц и обучать их безопасным методам работы.

1.3.3. Контроль и ответственность за соблюдение правил техники безопасности во время выполнения работ возлагаются на члена командного состава (старшего, среднего или младшего), непосредственно возглавляющего эту работу или давшего непосредственное распоряжение рядовым членам экипажа о ее выполнении.

Руководитель работ обязан:

обеспечить выполнение работ строго в соответствии с настоящими Правилами;

лично проверить надежность и исправность всех применяемых приспособлений и инструментов, а также средств индивидуальной защиты;

инструктировать лиц, участвующих в работах, по вопросам технологии и безопасности их выполнения, а также правильному использованию средств индивидуальной защиты;

расстанавливать работающих в соответствии с их квалификацией и характером работы.

Примечание. В случае выполнения явно опасных работ (в штормовых условиях, в замкнутых тесных пространствах, в помещениях, содержащих вредные газы, и т.п.) или редко исполняемых (ввод судна в док, аварийные работы и др.) внеочередной инструктаж должен провести старший помощник капитана или старший механик (по принадлежности).

1.3.4. Вахтенные помощник капитана и механик обязаны вести общий надзор за соблюдением правил техники безопасности при стоянке судна в порту, на рейде и в ремонте.

При следовании судна в море ответственность за соблюдение требований техники безопасности возлагается на руководителя работ.

1.3.5. Ответственность за техническое состояние судовых трапов, штормтрапов и сходней, а также спасательных шкентелей с мусингами несет старший помощник капитана.

Ответственность за техническое состояние всех трапов в МКО и насосных отделениях несет старший механик.

Ответственность за безопасную установку трапов и сходней несет старший помощник капитана, а за правильную их эксплуатацию во время стоянки судна — вахтенный помощник капитана.

1.3.6. Ответственность за безопасность погрузочно-разгрузочных работ, производимых береговыми организациями, но с использованием судовых грузоподъемных средств, несет организация, производящая работы (если ответственность не оговорена договорным обязательством).

1.3.7. Ответственность за соблюдение правил техники безопасности при ремонтных работах силами и средствами судна возлагается на руководителя работ (в соответствии с должностными обязанностями), силами и средствами береговых предприятий — на администрацию этих предприятий, силами судовой команды и береговых предприятий — на администрацию, которая руководит работами.

1.3.8. Весь судовой состав обязан:

точно выполнять правила и инструкции по технике безопасности;

использовать предохранительные приспособления, средства индивидуальной защиты и другие защитные устройства в соответствии с выполняемой работой.

1.3.9. При несчастных случаях члены экипажа, находящиеся у мест происшествия, должны немедленно оказать первую помощь пострадавшему, вызвать врача (или лицо, исполняющее обязанности врача), сообщить о случившемся вахтенному помощнику капитана или вахтенному механику и по возможности сохранить обстановку на месте происшествия для расследования.

1.3.10. Несчастные случаи подлежат расследованию и учету в соответствии с Инструкцией о порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве на судах морского и речного флота (приложение III — не приводится).

Источник: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_8522.htm

Техника безопасности на судне: основные правила

Правила безопасности на корабле

Морской транспорт является надежным средством передвижения и транспортировки различных грузов. Это связано с тем, что безопасности на судне уделяется первостепенное значение.

Все члены команды проходят обязательное обучение и несколько типов инструктажей. Ответственность за их проведение и исполнение возлагается на командира судна.

Именно капитан обязан ознакомить прикрепленных к кораблю новых членов экипажа с особенностями этого водного транспорта, внутренним расписанием, должностной инструкцией, а также действиями в связи с тревогой.

Поступивший в подчинение новый служащий должен иметь представление о месте нахождения спасательных средств, уметь пользоваться аварийными материалами и четко знать все правила.

Член экипажа, не прошедший первичный инструктаж по безопасным методам исполнения своих обязанностей, не допускается к судовым работам. Обучение имеет право провести помощник капитана или старший механик, в ведении которых находится процесс обучения членов экипажа.

Пассажиры, включая совершеннолетних родственников моряков, также обязаны ознакомиться с техникой безопасности на судне. В ведении дежурного помощника командира корабля находится журнал регистрации всех прошедших инструктаж.

Правила для судовых работ

Обязательно вся трудовая деятельность должны происходить в соответствии с технологическими картами и инструкциями. В них обозначены те виды работ, которые могут быть выполнены на судне самостоятельно членами экипажа. Для уточнения используются инструкции к тому или иному оборудованию и другие технические документы (схемы).

Технологические документы содержат раздел с информацией о безопасной технологии выполнения работ на судне. Руководит процессом капитан корабля либо специально назначенное лицо из командного состава.

Для отработки практических навыков применения технического оборудования и судовых средств различного назначения регулярно проводятся практические занятия в форме учебной тревоги.

Пожарная безопасность на судне

Активно используются тренажерные комплексы УТС (учебно-тренажерные суда). На них происходит оттачивание приемов по обеспечению сохранности судна в чрезвычайной ситуации. За обучаемыми ведется постоянный контроль и наблюдение.

Соблюдение техники безопасности на корабле подразумевает закрепление за каждым членом экипажа того или иного корабельного оборудования, технических и спасательных средств, документации и помещения. Моряк несет ответственность за своевременную проверку работоспособности вверенного устройства, его исправность и поддержание его в надлежащем виде.

В обязанности ответственного лица за проведение судовых работ входит:

  • Иметь представление об устройстве, конструкции и принципах действия корабельного оборудования. Владеть безопасными приемами осуществления различных видов работ на судне.
  • Распределять членов экипажа для технического обслуживания устройств, учитывая их основную квалификацию, практический опыт и стаж работы.
  • Проводить инструктаж с объяснением технологии выполнения судовых работ. Обязательно затронуть тему по правильному применению защитных средств.
  • Осуществлять регулярную проверку на исправность всех инструментов, технических средств, которые могут быть задействованы при выполнении работ.
  • Перед тем, как приступить к судовым работам в закрытых или редко используемых помещениях проверить состав воздуха.
  • Место проведения работ оградить ограждением или пометить установкой знака безопасности. Запрещается внутри ограждения находиться людям, которые не участвуют в проводимых работах.
  • В случае несоблюдения кем-то из членов экипажа техники безопасности на судне отстранять его от выполняемых обязанностей.

Капитан или уполномоченное им лицо отвечает за сохранность жизни и здоровья, находящихся под его командованием людей. Он несет ответственность за травмопасные ситуации и случаи травматизма, поэтому он обязан принимать все необходимые меры для их предотвращения.

Правила для членов экипажа

Обязанность контролировать соблюдение всех требований безопасного поведения, а также правил работы с оборудованием возлагается также на моряков. При обнаружении нарушений охраны труда и техники безопасности стоит немедленно сообщить командному составу. Одновременно с этим необходимо приложить силы для их ликвидации.

Запрещается начинать ремонтные или профилактические работы, сопряженные с приостановкой функционирования какого-либо устройства, без согласования с капитаном или его помощником (старшим механиком). Рядом с оборудованием бытового назначения необходимо прикрепить подробную инструкцию с правилами эксплуатации. Это касается также пищеблока и прачечной.

Используя штормовые или вертикальные трапы, следует помнить о принципе наличия, как минимум трех точек опоры. При необходимости использовать предохранительный пояс. Все поручни и ступени трапов, палуба судна и проходы регулярно должны очищаться от наледи, воды или масла. Необходимо следить, чтобы они не были скользкими.

Обнаружив неисправность на трапе, служащий корабля перекрывает к нему доступ с помощью знака «проход воспрещен». На пути к рабочим местам не должны находиться посторонние предметы. Упаковку от оборудования следует класть в специально отведенное место, где она никому не будет мешать.

При выполнении работ на высоте или связанных с риском падения за борт все моряки обязаны одевать защитные жилеты и каски, использовать страховочные тросы. Человек в неисправном или грязном обмундировании к выполнению судовых обязанностей не допускается.

Ремонт и стирка спецодежды возлагается на администрацию судна. Запрещено во время корабельных работ одевать украшения (кольца, цепочки, серьги). Выходить за палубные ограждения, а также перегибаться за них также входит в число запретных действий на корабле.

Работа с подъемными устройствами

Работа на подъемных устройствах

Осуществляя деятельность с подъемными корабельными механизмами по технике безопасности на судне не допускается:

  • Начинать работу, если неисправны тормоза или возникают неточности в показаниях предохранительных приборов.
  • Использовать концевой выключатель для аварийной остановки устройства
  • Осуществлять транспортировку людей на площадках грузовых подъемниках. Исключение могут составлять лишь водители, которые управляют погрузочными машинами.

Водный транспорт МЧС России

В ситуации, когда необходимо закрепить груз или осуществить другие работы на высоте для перемещения работников используется люлька и корабельный кран. Транспортировка происходит под непосредственным контролем старшего помощника командира корабля.

Перемещение люльки должно происходить так, чтобы она не задевала грузовые контейнеры, сооружения на судне или постройки на береговой линии.

Обязательно перед посадкой в нее людей необходимо провести тщательный осмотр на наличие возможных неисправностей.

Судовым краном в такой ситуации должен управлять наиболее опытный специалист из числа членов экипажа. Использовать подъемные устройства для опускания моряков в трюм запрещено.

Швартовые работы

Правила техники безопасности на морских судах при использовании буксирно – швартовочных устройств подразумевают следование следующим указаниям:

  • Без команды командира нельзя начинать работу со швартовым механизмом
  • Не использовать канаты с колышками, а также, если на концах имеются необрубленные проволоки
  • После окончания работ убирать с барабана судовой лебедки канаты
  • Стоять в месте натяжения швартового каната
  • Не выбирать те тросы, которые пробуксовывают на турачке
  • Не прижимать их ногами к различным корабельным конструкциям
  • Выбрасывать за борт концы троса только в случае остановки судна и окончательном прекращении работы винтов.
  • На каждый роульс буксирского полуклюза закладывать только один канат

 Дополнительно рекомендуем Вам изучить 

РД 31.81.10-91

(Основные и действующие Правила техники безопасности на судах морского флота)

На водном транспорте безопасность, охрана труда и техника тесным образом взаимосвязаны. Все корабельные устройства и оборудование, которое по инструкции должно проходить регулярное техническое освидетельствование или подвергаться испытаниям должны подлежать инвентаризации. Для этого на них наносятся специальные номера.

Лица, нарушившие основные требования техники безопасности на корабле подлежат привлечению к ответственности, предусмотренной законом РФ.

Источник: https://fireman.club/statyi-polzovateley/tehnika-bezopasnosti-na-sudne-osnovnyie-pravila/

Техника безопасности на судне

Правила безопасности на корабле

Чрезвычайные ситуации могут поджидать нас повсюду: на земле, в воздухе и на воде. Данная статья посвящена такой важной теме, как, техника безопасности на судне.

Проводя отпуск в круизе на борту прекрасного лайнера, последнее, чего мы ожидаем, это возникновение аварийной ситуации, будь то пожар или крушение. Однако, к сожалению, подобное происходит все чаще, причем по всему земному шару (крушение теплохода «Булгария» в 2011, крушение круизного лайнера «Costa Concordia» в 2012, крушение парома «Sewol» в 2014).

Помните, безопасность на судне должна волновать вас в первую очередь, и, чтобы защитить себя и своих близких, нужно быть готовым к любым непредвиденным обстоятельствам.

Современные круизные суда настолько велики, что могут вместить тысячи человек и напоминают своим видом движущиеся отели.

Длинные коридоры, огромное количество одинаковых или похожих друг на друга помещений на разных этажах и однообразный интерьер могут попросту дезориентировать человека, а в чрезвычайной ситуации это может стоить жизни. Разберемся, что же нужно сделать, чтобы обезопасить себя на борту судна.

Инструктаж на судне

Активно участвуйте во всех мероприятиях по обучению пассажиров тому, как надо вести себя во время нештатной ситуации, это позволит вам избежать травм, а возможно даже спасти свою жизнь.

Согласно международным правилам, экипаж судна должен обучить пассажиров тому, как нужно правильно использовать спасательные жилеты, а также просветить о путях эвакуации. К сожалению, многие люди пренебрегают этим, скрываясь в своих каютах, чем совершают огромную ошибку.

Представьте себе хаос и панику сотен и тысяч людей, находящихся в замкнутом, лишенном света пространстве. В такой ситуации вас может спасти только трезвая голова и знание техники безопасности.

Информация

Правила безопасности на судне, пути эвакуации – данная информация должна быть предоставлена пассажирам. Она может представлять собой брошюры, карты, настенные памятки и т. д. Чтобы узнать об их местонахождении, расспросите персонал судна.

Изучите местность

Обязательно исследуйте все маршруты, ведущие от дверей вашей каюты до палубы.

Чтобы, в случае чего, быстрее вырваться на свежий воздух, нужно внимательно изучить все пути отхода: какой из них наиболее короткий, какие препятствия вас могут ожидать.

Возможно, в случае пожара и, как следствие, задымления или потери электроэнергии вам придется пробираться к спасению на ощупь сквозь огромное количество людей. Поэтому постарайтесь запомнить все детали путей эвакуации.

Возьмите с собой на борт фонарик (лучше два) с запасными батарейками. Все-таки круизный корабль – это своего рода большой лабиринт, в котором немудрено и заплутать, тем более в случае задымления или отсутствия света. В такой ситуации фонарик оказался бы весьма кстати.

Помните, во время возгорания дым и ядовитые газы стремятся вверх, поэтому вы должны двигаться пригнувшись или при необходимости даже ползая на животе.

Еда

Отведите место в вашем багаже для еды, не требующей хранения в холодильнике.

Если судно утратит источники энергии, еда, хранящаяся в холодильниках, через некоторое время придет в негодность, а при отсутствии продовольственного снабжения ситуация еще более ухудшится.

Поэтому лучше заранее запастись такими продуктами, как печенье, крекеры, мюсли, сухие овсяные хлопья и т. д. Кроме того, можно захватить с собой несколько бутылок с питьевой водой, на случай если ее запас на судне окажется недоступен.

Сохраняйте спокойствие

Очень многие люди во время аварийной ситуации впадают в панику. Происходит это зачастую по цепной реакции, и для вас главное – не стать звеном этой цепи. Чтобы уменьшить возникшее волнение, старайтесь глубоко дышать (если воздух чист). Делайте только то, что должны, следуйте технике безопасности и направляйтесь в безопасное место.

Советы

• Если вы носите контактные линзы и не можете без них нормально видеть, не забудьте взять с собой на судно соответствующие вашему зрению очки. Так, проснувшись ночью, вы сразу сможете надеть очки и покинуть каюту, не тратя драгоценное время на поиск контактных линз, а ведь их еще нужно правильно надеть. В чрезвычайных ситуациях каждая секунда имеет значение.

• Как и в ситуации с едой, рекомендуется захватить с собой на борт запас необходимых вам лекарств, на случай если вы задержитесь в море дольше означенного срока.

• Во время чрезвычайной ситуации может отключиться система отопления. Поэтому рекомендуется также обзавестись теплой одеждой.

Возможно, вам придется оставаться на судне в неотапливаемых условиях, в том числе и ночью, ожидая прибытия другого корабля для буксировки в порт.

Кроме того, дополнительная одежда может прийтись кстати, если вы окажетесь в спасательной шлюпке. Желательно, чтобы ваша одежда была водонепроницаемой.

• Исследовать пожарные выходы можно вместе с пассажирами из соседних кают.

• Изучите карту корабля и расположение вашей каюты еще дома.

• Убедитесь в том, что пожарная сигнализация работает исправно, обратитесь за этим к персоналу судна.

Предупреждения

• Во время пожара больше людей погибает от вдыхания дыма, нежели от самого огня. Достаточно лишь нескольких вдохов, чтобы человек потерял сознание.

• Употреблять алкогольные напитки на судне – не очень хорошая идея. Выпивший может попросту проспать пожарную тревогу и не проснуться вовремя.

• Находясь на судне, не следует также носить беруши (затычки для ушей), иначе можно не услышать сигнал тревоги.

Источник: https://scanmarine.ru/tehnika-bezopasnosti-na-sudne/

ПоддержкаГраждан
Добавить комментарий