Прошу пояснить по какой причине запятая

Словосочетание «прошу вас» выделяется запятыми или нет?

Прошу пояснить по какой причине запятая

Словосочетание «прошу вас» часто употребляется в деловой переписке, которая всегда бывает важной для пишущего. Поэтому нередки обращения к нам с просьбой объяснить написание того или иного фразеологического оборота или словосочетания, уточнить правильность расстановки знаков препинания при этом. 

В данной статье рассмотрим все случаи, когда надо ставить или не ставить знаки препинания, употребляя словосочетание «прошу вас».

Во-первых, определимся с написанием слова «вас»: в каких случаях его следует писать с большой буквы, а в каких — с маленькой. Правило таково: если вы обращаетесь к одному конкретному человеку, то «Вас» пишется с большой буквы; если же обращение направлено к группе лиц, тогда «вас» пишется с маленькой буквы.

«Прошу вас» — какая это часть речи?

Данное словосочетание состоит из глагола «прошу» и местоимения «вас», выполняющего функцию дополнения. Оно хотя и часто употребляется, но не является фразеологическим оборотом или вводной конструкцией. Кроме того, оно подвергается инверсии, то есть может менять порядок слов.

Я прошу вас покинуть территорию нашего лагеря.

Я вас прошу покинуть территорию нашего лагеря.

Допускается и вставка других слов внутри словосочетания.

Я вас убедительно прошу покинуть территорию нашего лагеря.

Инверсия может применяться как художественный приём с целью сосредоточить внимание на конкретном слове.

«Прошу вас» может находиться в составе как простого, так и сложного бессоюзного предложения.

Я прошу вас покинуть территорию нашего лагеря.

Я прошу вас, покиньте территорию нашего лагеря. 

Неустойчивость словосочетания подтверждается тем, что его можно усечь.

Сравните:

Прошу вас к столу, господа.

Прошу к столу, господа.

Второе предложение без «вас» представляется более энергичным и экономным. Это следует учитывать при написании там, где такое усечение уместно. 

Когда запятая ставится?

«Прошу вас» знаками препинания само по себе не выделяется. Запятая требуется лишь тогда, когда словосочетание соседствует с другими членами предложения, требующими обособления: 

1 «Прошу вас» и обращение.

Владимир Никифорович, прошу Вас разделить со мной скромную трапезу.

Прошу Вас, граф, не принимать окончательного решения до приезда моего сына.

Если еще будете в наших местах, Сергей Львович, прошу Вас не забывать меня.

Не надо нас перевоспитывать, тетушка, прошу Вас.

2 «Прошу вас» и вводное слово или вводная конструкция.

Прошу вас, возможно, в последний раз.

Как следует из моих слов, прошу Вас впредь согласовывать со мной все Ваши постройки на меже наших земель.

3 «Прошу вас» и деепричастный оборот.

Желая мне помочь, прошу вас только не слишком тратиться.

4 «Прошу вас» на стыке двух предложений.

Когда приедете домой, прошу Вас, сообщите мне, что всё в порядке. 

Здесь «прошу Вас» и «сообщите мне» — два самостоятельных простых предложения с двумя глаголами-сказуемыми в разной форме, которые должны разделяться запятой. Однако, если предложение перефразировать, сделав одно простое с составным глагольным сказуемым, запятая будет не нужна.

Когда приедете домой, прошу Вас сообщить мне что всё в порядке.

Важно! «Прошу вас» может быть и самостоятельным предложением. В таком случае может ставиться как точка, так и запятая.

Не отказывайтесь от этого заказа, Николай Иванович. Прошу Вас.

Не отказывайтесь от этого заказа, Николай Иванович, прошу Вас.

Когда запятая не ставится?

Во всех остальных случаях, кроме описанных выше, запятая не ставится:

1 После слов, похожих на вводные, запятая не ставится.

Убедительно прошу Вас послать три машины на станцию, чтобы забрать оборудование.

Также не выделяются слова:

  • «настоятельно»;
  • «решительно»;
  • «слёзно»;
  • «исключительно»;
  • «по решению»;
  • «поэтому»;
  • «просто»;
  • «к тому же»;
  • «между тем»;
  • «в конечном счёте»;
  • «вдобавок»;
  • «всё-таки».

2 Не выделяются запятыми канцелярские обороты.

На основании вышеизложенного прошу Вас обеспечить проведение научного симпозиума на высоком уровне.

Согласно разнарядке на продовольствие прошу Вас выдать 10 мешков сахара.

3 Не выделяются запятыми обстоятельства места, времени, действия и так далее.

Через неделю после проведения отчетно-выборного собрания прошу Вас представить протоколы в райисполком.

Из-за проливных дождей прошу Вас не ждать меня к празднику.

В районе строительства гидроэлектростанции прошу Вас наладить нормальное водоснабжение рабочих.

Те же правила относятся к словосочетаниям «попрошу вас», «просим вас».

Источник: https://pishugramotno.ru/punktuacia/proshu-vas-zapyataya-nuzhna-ili-net

Прошу пояснить по какой причине запятая

Прошу пояснить по какой причине запятая

Как правило, запросы составляются в целях получения каких-либо сведений официального характера или документов.

В коммерческой деятельности запрос – это обращение покупателя к продавцу (импортера к экспортеру) с просьбой дать подробную информацию о товаре (услугах) или направить предложение на поставку товара (оказание определенных услуг).

В целом, письма-запросы составляются по тем же правилам, что и письма-просьбы, например:

В соответствии с п. 10 постановления Правительства Российской Федерации от 20.05.

94 № 498 «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий» просим Вас сообщить нам данные о размере доли государства в уставном капитале ОАО “Московский хлебозавод № 18”, расположенного по адресу: ул. Никитинская, д. 45 В случае если пакет акций данного предприятия продан, просим сообщить дату и способ продажи.

Полёт» Алексееву М.М. от управляющего дополнительным офисом № 4 Игумнова Н.И.

Объяснительная записка

О невыполнении плана за октябрь 2010 года.Я, Игумнов Николай Иванович, проанализировав ситуацию в связи с невыполнением установленного плана на октябрь 2010, поясняю, что всё происходящее связано с банкротством КПК «Оазис».

Вкладчики «Оазиса», пострадавшие в результате этого банкротства, распространяют в СМИ негативную информацию по поводу работы КПК.

В связи с этим, у нас снижается поток клиентов, некоторые из посто-янных клиентов беспокоятся о состоянии своих вкладов, часто звонят или приходят в офис.

Прошу Вас усилить работу по рекламированию услуг КПК «Полёт».

Управляющий дополнительным офисом № 4 Игумнов Игумнов Н.И.

Образец объяснительной записки в налоговую

Начальнику отдела камеральных проверок ИФНС № 2 г.

Чаще всего объяснительные пишутся в случаях нарушения трудовой дисциплины.

Как правильно писать объяснительную: образец и базовые принципы составления

Как написать объяснительную записку на работе по поводу проступка: образец, шаблон, примеры Дисциплинарный проступок – неисполнение или недостаточное (ненадлежащее) исполнение трудовых обязанностей без уважительных на это причин. Наказание за совершение проступка предусмотрено в статье 192 ТК РФ:

  • замечание
  • выговор
  • увольнение

Для работников прокуратуры, таможни и госслужащих закон предусматривает более строгие наказания, среди которых лишение званий, понижение в чине, предупреждение о несоответствии и другие.

Как и зачем составлять письмо-просьбу

Письма-просьбы составляются в целях инициирования определенных действий адресата, необходимых автору письма.

В управленческой деятельности огромное количество ситуаций дает повод для составления таких писем.

Это может быть относительно простая ситуация, в которой не требуется излагать сложную в событийном отношении информацию, приводить какую-либо аргументацию, убеждать адресата.

В таких случаях письмо-просьбу лучше начинать непосредственно с изложения самой просьбы, например:

Просим Вас выслать календарный план проведения семинаров на 1-е полугодие 2006 г.
В этом случае сначала формулируется основная просьба, а затем – остальные, при этом используются следующие языковые обороты:

Также просим Вас (рассмотреть, предоставить, провести…), Одновременно просим Вас… и др.

Например:

В связи с незначительным потреблением газа котельной комбината № 4 (менее 3,5 млн куб.

м в год) просим Вас исключить это предприятие из группы потребителей газа с обязательным резервным топливом (мазутом) на отопительный сезон 2005–2006 г.

Одновременно просим ПО “Мосгорхлебопродукт” совместно с АО “Мосэнерго” рассмотреть вопрос о возможности присоединения комбината № 4 в отопительном сезоне 2006–2007 г. к системе централизованного теплоснабжения.

Как и зачем составлять письмо-запрос

Письмо-запрос — это фактически разновидность письма-просьбы.

Источник: http://zppmsk.com/kak-pisat-direktoru-proshu-pojasnit-ili-razjasnit-mne-83847/

Образец объяснительной записки

  • Как правильно написать объяснительную записку?
  • Пример объяснительной записки
  • Образец объяснительной записки в школу
  • Объяснительная записка о невыполнении плана
  • Образец объяснительной записки в налоговую
  • Объяснительная записка об опоздании
  • Образец объяснительной записки о прогуле
  • Образец объяснительной записки кассира

Объяснительная записка представляет собой деловой документ, который находится во внутреннем обращении организации. документа предполагает объяснение причинно-следственной связи между событием, поступком или фактом, обычно негативного свойства, который уже произошёл.

Важно

Какими их посчитает начальник, зависит от того, как сумеет объяснить произошедшее провинившийся сотрудник.

Если предстоит писать объяснительную записку о невыполнении должностных обязанностей По поводу возникшей ситуации ему предстоит высказаться в письменном виде, а именно составить документ, именуемый объяснительной запиской. Данная бумага носит пояснительный либо оправдательный характер.

Следует понимать, что объяснительная записка начальнику относится к числу официальных документов и оформление ее производится по определённым правилам.

Инструкция — наше все Как писать объяснительные по всем правилам? Для придания веса документу лучше составлять его, ссылаясь на пункты должностной инструкции.

Стоит добавить, что этот феномен зафиксирован на территории бывшей Рязанской губернии.

Полагаем, что Вас смогут проконсультировать наши коллеги из исследовательского центра «История фамилии». Помогите, пожалуйста, с формулировкой делового письма.

Возник вопрос, какую использовать формулировку — «В отсутствие» оснований для изменения позиции или «При отсутствии».
Как правильно? Есть ли зависимость от того, что отсутствует — одушевлённый предмет или неодушевлённый? Спасибо за ваш труд! И все же жду ответа! Первые три вопроса отправлены 4, 11, 26 марта — ответа не было! Снова написали вам апреля, от вас снова нет помощи.

Сегодня еще одна попытка но вопросов стало больше.

Наши специалисты смогут адаптироваться к новым условиям, поскольку изменения в информационной среде происходят стремительно, и очевидно, что темп их будет нарастать.

Скажите, пожалуйста, какой свод правил сейчас действует? Уже тогда знакомились с Лопатинской реформой года, но всё это тогда не было принято.

Как дела обстоят сейчас? К какому источнику надо обращаться? Вопрос возник в связи с обсуждением вариантных форм — пять килограмм и пять килограммов — в словаре Лопатина года указаны эти 2 существующих в данный момент варианта. Но так ли это? Можем ли мы опираться на это словарь? Вопрос о выборе окончания в форме родительного падежа множественного числа слова килограмм не является орфографическим, это проблема грамматической нормы.

Вот их полные библиографические описания:. СССР и М-вом просвещ. Бархударов, К. Былинский, В. Виноградов, И. Истрина, И. Каиров, Е.

Внимание

Ивлевой Г.П.

Объяснительная записка

Касательно пропуска занятий 22 октября 2011 года.Я, Ивлева Галина Петровна, пропустила 22 октября учебный день (3 пары и 1 практический семинар), в связи с тем, что ко мне в общежитие приехала мама из с. Александровка.

У моей мамы больное сердце, и она вынуждена проходить обследование несколько раз в год в центре функциональной диагностики, именно на такое обследование она прибыла в этот раз.

22 октября 2011 года ей неожиданно стало плохо, она стала задыхаться, я вызвала для мамы «Скорую помощь».

Доктор сделал маме необходимые уколы и сказал, что ей нужно провести в покое целый день. Я решила не ходить на занятия, осталась наблюдать за состоянием мамы. Врач «Скорой помощи» Просянников А.В., по моей просьбе, написал записку о том, что мама нуждается в наблюдении.

Записку от врача прилага ю.

Корневский, С. Крючков, С. Обнорский, Д. Ушаков, А. Шапиро, Л. Правила русской орфографии и пунктуации. Валгина, Н.
Еськова, О. Иванова, С. Кузьмина, В.

Лопатин, Л. Свод года нельзя признать реформирующим наше письмо, хотя по тем публикациям, которые выходили в СМИ в начале х, такой вывод вполне можно было сделать. Но журналистам нужна сенсация, им свойственно демонизировать любую ситуацию. Со времени их выхода прошло ровно полвека, на их основе были созданы многочисленные пособия и методические разработки.

Например, в современном языке активизировались единицы, стоящие на грани между словом и частью слова; среди них появились такие, как мини, макси, видео, аудио, медиа, ретро и др. Устарели многие рекомендации по употреблению прописных букв.

В связи с расширением ассортимента выпускаемой нами продукции // просим Вас предоставить нам информацию о новых технологических и дизайнерских разработках холодильников и морозильных камер “Стинол”.

Скачайте образцы писем-просьб:

Русский язык принадлежит к числу языков с относительно свободным порядком слов. В любом из приведенных выше текстов мы можем поменять местами части предложения без особого ущерба для смысла, например:

Убедительно просим выделить средства на приобретение двух новых служебных автомобилей “Волга” для нужд Администрации // в связи с тем, что служебные обязанности работников Администрации связаны с поездками по территории района.

Просим Вас предоставить информацию о новых технологических и дизайнерских разработках холодильников и морозильных камер “Стинол” // в связи с расширением ассортимента выпускаемой нами продукции.

Если через 2 рабочих дня работник не предоставит объяснение, то в соответствии с ч. 1 ст.

Как правильно написать объяснительную записку

Внимание

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАО невыполнении поручения по погрузке конвекторов за 15 января 2016 г.

Я, Игунов Николай Андреевич, проанализировав ситуацию в связи с невыполнением поручения по погрузке конвекторов 15 января 2016 г.

, поясняю, что не произвел погрузку конвекторов в фуру для экспортирования в покрасочный цех, в связи с внезапным ухудшением самочувствия. Справку о посещении медицинского пункта прилагаю. 15.

01. 2016

Штамповщик цеха по производству конвекторов Игунов Н. А. Объяснительная за опоздание Директору по маркетингу ОАО «Имидж» Майкову Е.

П. от менеджера по привлечению клиентов Золотова К. Р. ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА об опоздании 16. 01. 2017 г.

1 «Прошу вас» и обращение.

Владимир Никифорович, прошу Вас разделить со мной скромную трапезу.

Прошу Вас, граф, не принимать окончательного решения до приезда моего сына.

Если еще будете в наших местах, Сергей Львович, прошу Вас не забывать меня.

Не надо нас перевоспитывать, тетушка, прошу Вас.

2 «Прошу вас» и вводное слово или вводная конструкция.

Прошу вас, возможно, в последний раз.

Как следует из моих слов, прошу Вас впредь согласовывать со мной все Ваши постройки на меже наших земель.

3 «Прошу вас» и деепричастный оборот.

Желая мне помочь, прошу вас только не слишком тратиться.

4 «Прошу вас» на стыке двух предложений.

Когда приедете домой, прошу Вас, сообщите мне, что всё в порядке.

У Саши скоро экзамен, в связи с этим он целыми днями зубрит даты, формулы и словарные слова.

  • Уже начались морозы, в связи с этим уроки стали отменять.

2.

Это относится и к сочетаниям типа «в связи с чем».

Такое сочетание может встречаться исключительно внутри предложения (начинать с него фразу стилистически недопустимо), и ответ на вопрос, «в связи с чем» выделяется ли запятыми, однозначен: запятая должна быть только перед ним, но не после.

  1. У Любаши были именины, в связи с чем Игорь и сочинил эти вирши.
  2. Потолки опять протекли, в связи с чем пришлось перекрыть целое крыло здания.

3.

— — Далеко, в лесу, раздавались удары топора (слушатель находится вне леса).

Дети расположились на поляне между кустами (поляна окружена кустами, а на самой поляне их нет).

Я, Золотов Константин Робертович, 16 января 2017 г., по пути на работу, проезжая по мосту через реку Волга, на маршрутном пассажирском такси № 235, оказался жертвой ДТП.

Объяснительная записка: как написать, образец

Форма написания Как грамотно написать объяснительную? Все объяснительные пишутся по определенному шаблону, который включает, прежде всего, указание организации, должности и ФИО того лица, которому она адресована.

Затем — от кого именно (также с указанием должности) и наименование «Объяснительная (либо пояснительная) записка».

Текст, как правило, начинается со слов «Относительно…» или «Касательно…», за которыми следует непосредственное описание ситуации.

Давайте рассмотрим их подробнее.

ИзменениЕ или изменениЯ? Ответ на вопрос может быть дан в иной , близкой по смыслу формулировке.

Нужна ли выделенная запятая? Проверьте, пожалуйста, подпись под статьей — большая буква после двоеточия уместна? Проверьте, пожалуйста, пунктуацию: В Дальневосточном федеральном округе , в Магаданской области учтено шесть месторождений. Корректно: Изменение запасов продуктов в результате истечения срока годности, перевода на центральный склад, отправки заказчику и пр.

Пунктуация зависит от смысла. Лучше написать со строчной буквы: пресс-служба Минприроды России. Приведем правило. В сложносокращенных словах смешанного типа, образованных из инициальных аббревиатур и усеченных основ, инициальная часть обычно пишется прописными буквами, а усеченная — строчными, напр.

Сбивает то, что в речи эти фразы произносятся быстро, без паузы, и хочется запятую не ставить, несмотря на сложность предложений.

Спасибо! Реклама по чётным — академик

Сообщений в теме: Всего сообщений: Зарегистрирован: 24.03.2011 Образование: высшее техническое Откуда: Москва » 25 фев 2015, 12:36 .хочется запятую не ставить, несмотря на сложность предложений. И всё-таки запятые нужны.

2.8

Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения

В простом предложении интонационно и по смыслу выделяются члены предложения со значением уточнения, пояснения и присоединения. В целом они имеют функцию добавочных сообщений. В предложениях с уточняющими, пояснительными и присоединительными членами используются следующие знаки препинания: запятая, тире.

При уточнении разграничиваются уточняющие и уточняемые члены предложения.

Источник: https://vbf-nn.ru/proshu-poyasnit-po-kakoj-prichine-zapyataya

Запятые не ставятся при обороте со словами несмотря на в случае тесной связи с впереди стоящим глаголом ….. Предметный указатель к разделу «Пунктуация»

Прошу пояснить по какой причине запятая
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ К РАЗДЕЛУ «ПУНКТУАЦИЯ»

Конец предложения

Заголовок

Начало предложения

Знаки конца предложения внутри предложения

Тире между подлежащим и сказуемым

Тире в неполном предложении

Тире в функции соединения

Именительный темы

Однородные члены предложения

Повторяющиеся члены предложения

Обособленные члены предложения

   при согласованных определениях  

запятые 

при причастных оборотах или прилагательных с зависимыми словами, стоящих после определяемого слова    § 46

при определительных оборотах, стоящих перед определяемым словом, если они осложнены обстоятельственным значением    § 46

при отделении определительного оборота от определяемого слова другими членами предложения    § 46

при отнесении определительного оборота к личному местоимению    § 47

при отнесении определительного оборота к впереди стоящему определению- прилагательному, если оборот имеет значение уточнения    § 38, прим.

при нераспространенных определениях, стоящих после определяемого слова, если перед ним уже имеется определение    § 48 п. 1

при нераспространенных определениях, относящихся к существительным, не имеющим впереди определений, если они имеют пояснительно- конкретизирующее значение    § 48 п. 2

при нераспространенных определениях, относящихся к личным местоимениям    § 48 п. 3

при определениях, выраженных краткими прилагательными или страдательными причастиями    § 52

запятыми не выделяются 

определительные обороты, стоящие перед определяемым словом    § 46

нераспространенные определения, стоящие после определяемого слова, нуждающегося в определении    § 48 прим.

прилагательные и причастия, одиночные и с зависимыми словами, если они включены в состав сказуемого    § 49

определения нераспространенные и с зависимыми словами, стоящие после местоимений отрицательных, неопределенных, определительных, указательных    § 50

тире 

перед определениями нераспространенными и с зависимыми словами, стоящими в конце предложения и имеющими пояснительно-уточняющее значение    § 51

при определениях, стоящих внутри предложения и имеющих пояснительно-уточняющее значение    § 51, § 97

   при несогласованных определениях  

запятые 

при определениях в форме косвенных падежей с предлогами, относящихся к нарицательным существительным, если это имя уже имеет определение    § 53

факультативность обособления несогласованных определений    § 53

при определениях, относящихся к сочетаниям существительных с необособленными определениями    § 54

при определениях, относящихся к собственным именам    § 55

при определениях, относящихся к личным местоимениям    § 56

при определениях, отделенных от определяемых слов другими членами предложения    § 57

при определениях, выраженных сравнительной степенью прилагательного    § 58

при определениях, относящихся к определениям-прилагательным и имеющих значение уточнения    § 59, § 79

тире 

перед определением, выраженным инфинитивом, стоящим в конце предложения, если определяемое имя уже имеет определение    § 60

при инфинитивном определении со значением вставки, расположенной внутри предложения    § 60, § 99

тире не ставится 

если инфинитивное определение относится к существительному, не имеющему впереди стоящих определений    § 60

   при приложениях  

запятые 

при распространенных приложениях после определяемого слова    § 61

при распространенных приложениях перед определяемым словом при обстоятельственном оттенке значения….    § 62 п. 1

при распространенных приложениях, относящихся к местоимениям    § 62 п. 2

при нераспространенных приложениях после определяемого слова, уже имеющего определение    § 63 п. 3

при нераспространенных приложениях — именах собственных, выражающих значение уточнения и расположенных после определяемых слов (вариантный знак — тире)    § 63 п. 2

при нераспространенных приложениях, относящихся к личным местоимениям …    § 63 п. 4

при приложениях со словами по имени, по фамилии, по прозвищу, родом, по происхождению и др    § 64

при приложениях, присоединяемых союзами или и как    § 64

(не путать с оборотами с как в значении в качестве    § 64 прим., § 90)

запятые не ставятся 

при нераспространенных приложениях, относящихся к именам собственным и стоящих перед ними    § 63 п. 1

тире 

перед приложением, конкретизирующим значение определяемого слова    § 65 п. 5

перед приложением, относящимся к одному из однородных членов предложения    § 65 п. 1

при наличии ряда однородных приложений, стоящих впереди определяемого слова. …    § 65 п. 2

при отнесении приложения к ряду однородных определяемых слов    § 65 п. 3

точка 

при парцеллированном приложении    § 66

запятая и тире 

при объединении приложений    § 67

   при обстоятельствах  

запятые 

при деепричастных оборотах    § 68

при деепричастных оборотах, стоящих после союзов сочинительных (кроме а), подчинительных и союзных слов    § 68

при деепричастных оборотах, стоящих после союза а, если союз не включается в деепричастный оборот    § 68

при объединении деепричастных оборотов при помощи союза и    § 68

при расположении деепричастных оборотов в разных частях предложения    § 68

при деепричастных оборотах с ограничительными частицами только, лишь    § 69

при одиночных деепричастиях    § 70, § 72

при оборотах со словами исходя из, если действие, обозначенное ими, соотносится с действующим лицом    § 73

при обстоятельствах, выраженных существительными в косвенных падежах, для смыслового подчеркивания (факультативно)    § 74

при обстоятельствах, имеющих производные предлоги и предложные сочетания (благодаря, вопреки, ввиду, в целях, в связи, в силу, во избежание, вследствие, согласно с, при условии, спустя, независимо от и др.), для смыслового подчеркивания    § 75

при обстоятельствах, выраженных наречиями    § 77

запятые не ставятся 

после союза а, если он включается в деепричастный оборот    § 68

если деепричастие выступает в качестве обстоятельства образа действия    § 71 п. 1

если деепричастие включается в устойчивый оборот    § 71 п. 2

если деепричастие (или оборот) оказывается в ряду однородных членов предложения и присоединяется к ним союзом и    § 71 п. 3

если деепричастие в составе определительной придаточной части имеет зависимое слово который    § 71 п. 4

варианты обособления и необособления деепричастий    § 72 прим.

при оборотах со словами смотря по, начиная с ….    § 73

при оборотах со словами исходя из, если действие, обозначаемое ими, не соотносится с действующим лицом    § 73

при обороте со словами несмотря на в случае тесной связи с впереди стоящим глаголом ….    § 75

при малораспространенных оборотах с производными предлогами и предложными сочетаниями (благодаря, вопреки, ввиду, в целях, в связи, во избежание, по случаю, по причине, при условии, спустя, независимо от и др.), если они не расположены между подлежащим и сказуемым    § 75

при обстоятельствах, выраженных наречиями, если не требуется смыслового подчеркивания    § 77

тире 

при смысловом подчеркивании обособленных обстоятельств и обстоятельственных оборотов (факультативно)    § 76

 при ограничительно-определительных оборотах  

запятые 

при оборотах с предлогами кроме, наряду с, помимо, исключая, за исключением, включая, сверх и др.  

   — в абсолютном начале предложения    § 78

   — между подлежащим и сказуемым    § 78

   — между управляющим словом и управляемым    § 78

при обороте с предлогом вместо со значением действия    § 78 прим. 2

запятые не ставятся 

при обороте с предлогом вместо при значении «взамен» (факультативно)    § 78 прим. 2

при обороте с предлогом вместо в значении предлога за    § 78 прим. 2

   при уточняющих членах предложения  

запятые 

при уточняющих обстоятельствах    § 79

при уточняющих определениях    § 79, § 59

при уточняющих приложениях    § 79, § 61

при уточняющих членах предложения со словами вернее, точнее, иначе    § 81

тире 

при уточняющих членах для особого выделения…    § 80

   при пояснительных членах предложения  

запятые 

при членах предложения с союзами то есть, а именно, или (в значении «то есть»)    § 82

тире 

при членах предложения со словами, требующими раскрытия (пояснения) значения    § 82

запятая не ставится 

после согласованных определений, относящихся к поясняемым определениям с неконкретизированным значением    § 83, § 41

   при присоединительных членах предложения  

запятые 

при членах предложения со словами даже, в особенности, особенно, главным образом, в том числе, в частности, например, и притом, и потому; да и, да и только, да и вообще, тоже, и тоже и др    § 84

запятая не ставится 

перед сочетанием да и, имеющим соединительное значение (думал да и надумал)    § 84 прим.

в выражении нет-нет да и    § 84 прим.

в сочетании глаголов типа взял да и приехал    § 84 прим.

тире 

перед членами предложения, не имеющими специальных присоединительных слов    § 85

точка 

при парцелляции (факультативно)    § 86, также § 9, § 32, § 66

   в цельных по смыслу выражениях  

запятая не ставится 

в неразложимых сочетаниях с подчинительными союзами и союзными словами как ни в чем не бывало, сделать как следует, во что бы то ни стало, кто во что горазд, приходить когда вздумается, говорить что на ум взбредет, заплатить бог знает сколько, кричать что есть мочи, самый что ни на есть    § 87 п. 1

в неразложимых сочетаниях с отрицательными и ограничительными частицами: не только что, не то что, не то чтобы, не иначе как, только что не, только и… что, не так чтобы и др    § 87 п. 2

в неразложимых сочетаниях с местоименными и наречными словами: неизвестно кто (что, какой), непонятно кто (что, какой), все равно кто (что, какой), редко кто (что, какой), неведомо кто (что, какой), невесть кто (что, какой), мало кто (что) и др. §87,п.З   § 87,п.З

в неразложимых сочетаниях со сравнительной степенью: (не) больше нем, (не) меньше нем, (не) хуже чем и др    § 87 п. 4

в неразложимых сочетаниях с сочинительными повторяющимися союзами и, ни типа: и день и ночь, и стар и млад, и смех и горе; ни два ни полтора, ни дать ни взять, ни свет ни заря, ни взад ни вперед, ни себе ни людям, ни рыба ни мясо, ни шатко ни валко и др    § 26 прим. 1

   при сравнительных оборотах  

запятые 

при оборотах с союзами будто, словно, точно, чем, нежели, как будто, что и др    § 88

при оборотах с союзом как: 

   — если обозначают уподобление    § 88

   — если в основной части предложения имеются указательные слова так, такой, тот, столь    § 88

при сочетаниях как правило, как исключение, как всегда, как сейчас, как нарочно, как теперь и др., если они не включаются в состав сказуемого    § 89

в оборотах не кто иной, как; не что иное, как    § 89

при оборотах, начинающихся сочетанием как и    § 89

запятые не ставятся 

если оборот имеет значение сказуемого    § 90

если оборот имеет значение отождествления или приравнивания    § 90

если оборот имеет значение «в качестве»    § 90

если обороту предшествует отрицание не или слова совсем, совершенно, почти, вроде, точь-в-точь, именно, просто и др    § 90

если оборот с как является устойчивым сочетанием типа: бледный как смерть, гол как сокол и др    § 90

Вводные конструкции

Вставные конструкции

Обращения

Междометия и междометные выражения

Утвердительные, отрицательные и вопросительно-восклицательные слова

Сложное предложение

Прямая речь

Цитаты

Употребление кавычек

Последовательность расположения знаков

Комбинации знаков в сложных конструкциях (в многочленных предложениях)

Оформление перечней и правила рубрицирования

УКАЗАТЕЛЬ СЛОВ К РАЗДЕЛУ «ПУНКТУАЦИЯ»

Источник: http://orthographia.ru/punctum_uk.php?rid=203

«Лишние запятые» (второстепенные члены, не нуждающиеся в обособлении)

Прошу пояснить по какой причине запятая

Все пунктуационные ошибки в самостоятельных работах школьников в целом сводятся к двум: “не поставил запятую где надо” и “поставил где не надо”.

Традиционно основное внимание уделяется работе над первой группой ошибок: и в школьной практике, и на различных курсах, и в пособиях для самостоятельной подготовки повторяются правила и различные случаи их применения (сложное предложение, однородные члены, причастный и деепричастный оборот).

Ошибки второго типа – “лишние запятые” – коррекции путем изучения правил поддаются хуже. Наоборот, чем большее количество пунктов правил и исключений изучают школьники, тем больше ошибок этого рода мы можем встретить в самостоятельных работах.

Я бы объяснила эту тенденцию так: школьник перестает думать о предложении, он расставляет знаки, а потом к ним подбирает подходящее правило. И ведь у многих получается! Формулировка отрывается от правила и начинает жить сама по себе.

Предположим, наш школьник создает фразу: *Уже со 2 главы романа “Евгений Онегин”, читатель начинает сомневаться в социальных истоках скептицизма Онегина. Данная фраза содержит лишнюю запятую, выделяющую второстепенный член.

На вопрос, зачем стоит запятая, школьник дал такой ответ: “Для смыслового выделения или для попутного пояснения могут обособляться обстоятельства, выраженные существительными в формах косвенных падежей (обычно с предлогами), особенно если при этих существительных имеются пояснительные слова[1]”.

Смысловое выделение он здесь нашел – ведь “именно со второй, а не с первой главы”! Получается, что формулировка живет у него в сознании для того, чтобы ОБЪЯСНЯТЬ УЖЕ ПОСТАВЛЕННЫЕ ЗАПЯТЫЕ, а не чтобы размышлять о причинах возможной их постановки.

Мы уже не раз писали, что одна из причин такого подхода кроется в заданиях на повторение правил, подобранных из классической русской литературы и не построенных по модели, типичной для собственных сочинений школьников. Выбранные тексты, изобилующие запятыми уточняющего характера, в которых именно не поставленная запятая является ошибкой, заставляют предполагать, что грамотная работа – это сочинение с большим количеством запятых.

Кстати, навыки когда-то проводимой в школе работы по расстановке запятых в длинных предложениях с массой уточняющих оборотов, чуждых обычному стилю самостоятельных работ, сказывается сегодня не только на школьных сочинениях и самостоятельных работах студентов, но и вообще на всей массе печатной продукции, окружающей нас. Срабатывает стереотип – в длинном предложении должно быть много запятых.

Этим летом автор работы скопировала в магазине следующее объявление:
*С 1 июля, возможно полное отсутствие импортного алкоголя со старыми акцизными марками, в связи с заменой старых акцизных марок на новые. Две лишних запятых в этой фразе – типичная ошибка для многих объявлений этого характера.

Сравните встречающиеся в метро вывески:
*С 7 до 9 утра выход в город закрыт, в связи с заменой эскалатора. Запятая в этом предложении не нужна.

А вот фраза из туристического ваучера, врученная лично автору в солидной фирме, название которой мы опускаем:
*После прохождения паспортного контроля и получения багажа, Вам нужно подойти к представителю фирмы *** и Вас доставят до отеля.

Причину постановки совершенно не нужной запятой мы видим в высокой степени распространенности поправки к правилам пунктуации о возможном обособлении оборота, который носит дополнительный оттенок или имеет характер уточнения.

Как имеющие дополнительный обстоятельственный оттенок обособляться могут определения и обстоятельства. Для создания дополнительной возможности обособить одиночное определение Д.Э.

Розенталем сформулировано такое правило: “несет на себе значительную смысловую нагрузку и может быть приравнено к придаточной части сложноподчиненного предложения”[2].

Приведенные при этом в справочнике примеры можно отнести к крайне редко встречающимся и возможным лишь в художественных произведениях: “Молодому человеку, влюбленному (=т.к. он влюблен) невозможно не проболтаться” (Т.), “В небе, густо-синем, таяла серебряная луна” (М.Г.). В Национальном корпусе русского языка (www.ruskorpora.

ru) на 40 контекстов с использованием формы “влюбленному” лишь найденный Розенталем пример из И.С.Тургенева оказался обособленным.

Стоит ли вводить правило на столь редкий случай? Мы бы предложили включить эти примеры в правило об обособлении определений, стоящих после слова, указав, что в произведениях некоторых авторов встречаются примеры обособления в данной позиции одиночного определения.

Для школьников возможность приравнять то, что хочется выделить, к придаточной части и выделение второстепенного члена исключительно по причине совпадения его с типом придаточного – первая и наиболее частая причина лишних запятых. Чаще всего выделенным оказывается обстоятельство, совпадающее с типом придаточной части.

Здесь дополнительным стимулом для постановки запятой окажется уже цитированная выше формулировка о дополнительном смысловом (уточняющем, пояснительном) характере обстоятельства.

Объяснив, что этот дополнительный характер проявляется не так уж и часто, причем чаще всего в художественной литературе, мы сможем избежать ряда ошибок.

ЗАДАНИЕ 1. Расставьте знаки препинания. Укажите, где придаточное предложение определенного разряда, а где – обстоятельство того же типа. Имейте в виду! В задании есть еще запятые, их тоже надо расставить и объяснить. Также оставляем пропуски некоторых орфограмм.

1. Чтобы хорошо себя чу…ствовать надо не злит…ся на всех вокруг. – Для хорошего самочу…ствия достаточно чаще улыбат…ся.

2. Благодаря ошибке проверяющего тест я получил на балл выше. – Благодаря тому что экзаменатор ошибся я смог получить “тройку” а не “двойку”.

3. Вместо того что(бы) идти после школы на каток пойду-ка я лучше в библиотеку. – Вместо очередного посещения кинотеатра попробую написать лишнее сочинение.

4. Если ходить зимой во…бще без шапки можно получить восп…ление уха. – При пр…вычке не надевать в мороз шапку у любого могут заболеть уши.

5. Чтобы не попаст…ся на глаза директору я обошел школу сзади потом перелез через забор и забрался в окно столовой. – Ради встречи с любимым учителем он ходит в школу по самому длин…ому пути.

6. Я решил поступать на физический факультет МГУ для того что(бы) стать известным ученым работать в крупном научном центре где-нибудь в США и чтобы когда (нибудь) получить (Н,н)обелевскую премию. – А я решил поступать на факультет искусств ради пяти лет спокойного и комфортного врем…пр…провождения с книжкой или альбомом (путеводителем) по картинной гал…ере… (под) мышкой.

7. Вопреки вол.. родных Николай Ростов делает предложение Соне а та радостно дает согласие стать его женой[3]. – Несмотря на то что роман “Война и мир” (по) прежнему остается самым читаемым в мире и по сообщениям СМИ несколько крупных кинокомпаний начинают съемки очередной экран…изирован…ой версии романа не каждый школьник способен вспомнить все детали великого произведения. 

8. Чтобы написать исторический роман Пушкин несколько лет работает в архивах и изучает документы о (П,п)уачевском вос…тани… . – Для пр…дания произведению высокой степени достоверности Пушкин поместил вымышлен…ых героев в реальные исторические условия а главного героя сделал начинающим литератором – человеком способным (в)последстви… написать мемуары.

9.  Ради победы над всей (Ф,ф)ранцу…ской армией и полного изнания непр…ятеля с тер…итори.. Росси… Кутузов пр…нимает весьма (не) популярное решение – оставляет Москву. – *Чтобы выжить отступающим по разграблен…ой тер…итори… французским войскам пр…ходилось совершать вылазки в дальние деревни где их и брали в плен местные жители.

10.

  Благодаря отказу от следования одному литературному направлению и смешению разных литературных жанров Грибоедов создает новаторское по своей сути произведение соединившее классицизм романтизм и сентиментализм и ставшее первой русской реалистической комедией. – Чацкий так(же) уча…ствует в “разговорах глухих” тем более что именно он произносит длиннейшие обличительные монологи выслушать которые (не) способен ни один другой герой.

По аналогии с предложенным нами можно сделать свои собственные задания. Эффективной работой будет также самостоятельное изменение учащимися сложных предложений на простые.

Еще одной часто встречающейся ошибкой будет постановка запятой для обособления обстоятельства, стоящего после другого обстоятельства.

Применяется правило на выделение уточняющего члена предложения, объясняется постановка запятой такой формулировкой: ” обособляются… слова и словосочетания, уточняющие смысл предшествующих словах[4]”.

  Далее перечисляются обстоятельства, которые потенциально могут быть обособлены: места, времени, образа действия. Но в правиле напрямую не указано, что предшествующее обстоятельство должно быть того же типа.

То, что очевидно для авторов правил, оказывается вовсе не очевидно для школьника, создающего собственный текст, в результате мы читаем в сочинениях: “*В 1859 году, в Петербурге, Гончаров начинает работать над романом “Обломов””; “*Во время Бородинского сражения, на батарее Тушина, Пьер не вступает в бой, но оказывается в центре исторических событий”.

Коррекция этой ошибки – задача достаточно сложная, так как требует от пишущего проверки типа обстоятельства. Не секрет, что многие наши старшеклассники о том, что надо задать вопрос, определить тип обстоятельства, а потом думать о расстановке знаков препинания, уже не помнят. Теория русского языка и правила пунктуации существуют в двух разных мирах.

Необходимо поработать над данной ошибкой именно так: определить типы обстоятельств, далее установить их однотипность или разнотипность.

Если обстоятельства окажутся разнотипными, то уточнять друг друга они не могут! Решать, является ли второе из них уточняющим, нужно лишь для двух одинаковых по типу обстоятельств – места, времени, причины.

Напомним, что “уточнение – это переход от более широкого понятия к более узкому[5]”.

ЗАДАНИЕ 2. Расставьте знаки препинания. Укажите для каждого обстоятельства его разряд. Имейте в виду! В задании есть еще запятые, их тоже надо расставить и объяснить. Также оставляем пропуски некоторых орфограмм.

1. В конце декабря в каждом доме нар…жают (Н,н)овогоднюю елку готовят для родных и друзей подарки придумывают праздничное меню.

2. В самом центре Москвы на (К,к)расной площади в декабре 2006 года был открыт самый большой в Европе каток.

3. 31 декабря за пять минут до полуночи на экранах всех телевизоров нашей страны звучит (Н,н)овогоднее поздравление (П,п)резидента России.

4. В 1941 году в Москве стояла одна из самых холодных зим за всю историю метеорологических наблюдений. В декабре 2006 в нашем городе и (М,м)осковской области было зафиксировано несколько температурных рекордов.

5. В 1799 году в Москве в небогатой дворянской семье родился будущий великий русский поэт А.С.Пушкин[6].

6. В лесу во время встречи с барсом Мцыри демонстрирует свои самые лучшие качества.

7. В детстве в деревне Обломовка маленький Илья еще не ведет такой же сонный и размерен…ый образ жизни как большинство обитателей его родового имения.

8. Но в конце романа в своем доме в Крыму Ольга показана (не)достигшей полностью настоящего счастья так как Штольц лишен того чистого сердца которым Гончаров наделил главного героя романа.

9. На балу в доме Фамусова в течение всего третьего акта зритель наблюдает представителей (Ф,ф)амусовского общества – типичных жителей Москвы начала XIX века.

10.

В результате своей ошибки в конце романа Онегин оказывается одиноким н…кому (не)нужным и (не)нашедшим счастья.

Мы привели возможные варианты заданий, направленных на работу по устранению лишних запятых. Думается, каждый словесник найдет в своей коллекции школьных сочинений фразы, которые можно добавить к приведенным нами.

[1]. Цитируем правило по: Розенталь Д.Э. Справочник по пунктуации. – М., АСТ, 1997, С. 71. [2]. Там же, с. 49.[3]. В задании приведены фразы из сочинений слушателей подготовительных курсов при МГУ.[4]. Там же, с. 79.[5]. Там же. [6]. Там же.

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

Источник: https://www.portal-slovo.ru/philology/37407.php

ПоддержкаГраждан
Добавить комментарий